В Тобольске реставрируют иконы, найденные в салехардской усадьбе купца Терентьева
В одном из самых известных реставрационных центров Сибири восстанавливают старинные иконы, которые были найдены в салехардской усадьбе купца Терентьева. Напомним, осенью прошлого года их обнаружили рабочие в ходе ремонта дома на Ламбиных, 1, построенного в 19 веке. Сегодня 5 образов находятся в иконописной школе Тобольска. Когда они вернутся на Ямал?
Лики святых под гнетом струбцин. Так надо – объясняют нам. Строительный инструмент стягивает между собой доски каркаса, целостность которого серьезно нарушена. «Вид святынь плачевный, но видели и хуже», - успокаивает нас куратор процесса отец Виталий. Спасло изначальное качество работы - древесина крепкая хорошей породы, паволока добротная – не марлевая, а из настоящего холста. «Работая с этими иконами, основная проблематика скрупулезного характера, чтобы технично восстановить утраченные элементы. Живопись в хорошем состоянии, она не шелушится. Грунт достаточно крепкий. Основа на 4 иконах не повреждена, древесина сохранилась в хорошем состоянии», - делится наблюдениями Иерей Виталий Ведерников, заведующий иконописной школы при Тобольской духовной семинарии.
Серьезный урон салехардским иконам нанесено не временем, а человеком во время извлечения их из тайника. Разбирая стены строители понятия не имели, что вместо досок выламывают святыни. Отсюда огромные утраченные фрагменты на каждом из пяти образов. У реставраторов впереди несколько этапов работы - зачистить древесину, восстановить утраченную паволоку, а затем наложить левкас до уровня красочного слоя. И только потом восстановление живописи.
Еще в Салехарде перед транспортировкой на иконы наложили профилактическую проклейку, для того чтобы не разрушался изобразительный слой. Эта тончайшая папирусная бумага легко смывается. Но специалисты столкнулись с проблемой – на элементах с золочением не сохранилось лакового покрытия. Поэтому не рисковали и профзаклейку на такие места не наносили, чтобы не потерять краски. «С этими иконами мы с золотом вообще не работаем, только с красочным слоем. Нужно укрепить шелушения, вздутия», - рассказывает о ходе работы иконописец-реставратор Наталья Игнатович.
Наталья Игнатович одна из трех мастеров, работающих над салехардскими находками. Дело это доверили молодым специалистам, девушки в прошлом году окончили иконописную школу. Это их первая серьезная не студенческая работа. И пусть они не богаты годами, зато усердны, терпеливы и талантливы, заверила Марина Сафронова – искусствовед – консультант при мастерской. Ей досталась трудная миссия – попробовать объяснить - как в одном храме могли появиться иконы – двойники, две божьи матери и два спасителя, что совершенно не свойственно православным канонам. Во всяком случае, никто из коллег с такими примерами не сталкивался. Одна из версий – это след личного участия Готдиба Цинке - архитектора храма святых апостолов Петра и Павла в Салехарде, для которого как предполагается, и были и написаны иконы. «Может быть, у него срабатывала логика как архитектора, который все хотел гармонизировать, может и немецкий характер сказался, поэтому в двух пределах при входе в храм появляются иконы-двойники», - предполагает Марина Сафронова, искусствовед-консультант.
Выбор места реставрации и специалистов был предопределен. Тобольск – древнейший и крупнейший православный центр Сибири. А иконописная школа при духовной семинарии, одна из сильнейших и зарекомендовавших себя в сотрудничестве с разными регионами. На работу получено и благословление правящего архиерея Салехардской епархии – владыки Николая.
Самое читаемое:
Приморский Сафари-парк смог подружить не только козла с тигром
В Салехарде состоялось торжественное открытие центра микрохирургии глаза
Как двое новоуренгойских энтузиастов покоряли ямальское бездорожье на «Запорожце»
И власть имеет границы. Как начальник ГИБДД пытался заполучить машину ямальца