Лодка и нарты - без единого гвоздя. О секретах изготовления самых полезных на Севере вещей
Лодка и нарты - без единого гвоздя. Сегодня таким мастерством владеют уже немногие. Но в ямальской глубинке умельцы, к счастью, еще остались.
На верстаке Валерия Сандрина стандартный набор инструментов – пила, топорик, стамеска да сверло. Этого хватит, чтобы за 10 дней превратить кусок дерева в полезную вещь. Уникальность древней хантыйской техники в том, что нарты мастер делает без единого гвоздя.
Вся конструкция северных саней – сборная. Самое трудное в процессе – вырезать точные отверстия, признается Валерий. Потрудиться приходится и при загибе полозьев.
Когда нарты готовы, их покрывают лаком и украшают. Для этого выбирают самые солнечные дни. Кстати, свои первые детские сани Валерий Сандрин сделал еще в школе. Помогал и подсказывал отец-оленевод. За 35 лет руки мастера изготовили сотни таких конструкций.
У жителей тундры, несмотря на мототехнику, нарты популярны до сих пор. Обычно заказы поступают весной, перед путешествием стад на летние пастбища. Нарты бывают нескольких видов. Прочные, легкие и маневренные - мужские. В них тундровики запрягают оленей и пасут свое стадо.
Сани пониже и покрепче – удобный прицеп к снегоходу. А самые прочные и мощные – грузовые. Выдерживают до трехсот килограммов.
Хорошему хозяину такие нарты прослужат лет 8. Обычно держат еще и запасные – на случай поломки. Несмотря на новые технологии, ничего лучшего, чем оленья упряжка, для тундры пока так и не придумали.
А для мелких ямальских рек самое надежное плавсредство - калданка, считает мастер Сотруев - и показывает нам свою первую лодочку. Надувных он не признает даже сегодня.
«А это устойчивая, она держится на воде, и когда плывешь, идешь по воде, она по глади скользит. Она легкая, ее можно взять одному человеку и переправится с 1 озера на другое», - говорит Анатолий Сотруев, резчик по дереву.
По-хантыйский такую лодку называют ай-хоп. Идут на нее всего три тонких доски. Они сшиваются корнем кедра и проклеиваются смолой хвойных деревьев. В лодочках - ни единого гвоздя. Так их делал еще его отец. Калданка в культуре ханты использовалась не только для плавания. В ней хоронили усопших, а на ночлеге в тундре она и крышу заменяла.
Пойдет ли его дело на поток, Анатолий пока не знает. Его лодки еще нужно обкатать на воде. До лета калданка подождет в мастерской. А спроси мастера, зачем вообще занялся всем этим – сразу и не ответит. Так, ради любопытства. Не зря же отец его делу учил.