«Котел и топор – были одним из главных атрибутов в погребальном обряде коренных народов Севера»
Ямальские ученые вернулись из Тюмени, где представляли свои работы на научной конференции, посвященной северной археологии.
О первых итогах раскопок на юге полуострова Ямал на многослойном памятнике Нгарка-Едётаяха-1 рассказал Андрей Плеханов. Последний сезон преподнес неожиданные открытия.
Ранее поселение датировали VI-IX веками. Но исследования установили, что в древности люди посещали это место как минимум трижды: первоначально около Рождества Христова, и позднее в IV-VI и IX-XII веках. Артефакты материальной культуры того времени позволили получить представления о повседневных занятиях местного населения, в частности обработке железа.
«Помимо этого удалось зафиксировать остатки железнодеятельного производства на данном месте. Предварительно мы пока считаем, что это относится как раз к IX – XII векам. И данное поселение является на территории нашего округа пятым местом, где зафиксированы следы железного производства», - говорит Андрей Плеханов, старший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.
О находках на могильнике средневекового некрополя Зелёный Яр рассказал Александр Гусев, а именно о роли, которая отводилась железным топорам и медным котлам в погребальном обряде. Проведённый анализ указывает на глубокие корни этого обычая, просуществовавшего в том или ином виде вплоть до современности.
«Также я представил аналогии более поздних памятников XVI – XVIII века. Это могильник Киккиаки в Красноселькупском районе, это Халас-Пугор в черте ЯНАО. И аналогии в погребальной практике ХМАО. Проанализировав данный материал, ясно, что начиная и со средневековья и заканчивая современностью, котел и топор – были одним из главных атрибутов в погребальном обряде коренных народов Севера», - пояснил Александр Гусев, научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.