16 с половиной миллионов тонн в год - проектная мощность будущего СПГ-завода в Сабетте

На днях межправительственная группа экспертов по изменению климата объявила, что к 2050 году навигация по Северному морскому пути без сопровождения ледоколов будет возможна 125 дней в году. Сегодня Севморпуть открыт только пятьдесят дней. Так что, неспроста торопятся на Ямале как можно быстрее построить порт Сабетта. Запустить в эксплуатацию его рассчитывают уже этой осенью. Что ж, Северный морской путь – единственное окно в Арктику. И Россия его уже прорубила. При переходе по Севморпути расстояние между важнейшими европейскими портами и Шанхаем, например, на сорок процентов короче, чем при переходе через Суэцкий канал. Так что, Россия, можно сказать, уже контролирует дорогу к арктическим кладовым.

С высоты в несколько сотен метров пролетая над полуостровом Ямал, нередко замечешь среди заснеженной тундры буровые вышки. Например, больше похожая на бутылку из под сиропа - буровая установка «Арктика» на Южно-Тамбейском газоконденсатном месторождении. Именно отсюда газ прямиком направится по трубам в Сабетту.

Поселок, основанный геологами еще в 80-ые годы, с началом строительства завода и морского порта, обретёт новую жизнь. Здесь уже живут и работают почти 3 тысячи человек. Развитие ждет не только национальное поселение Сабетта. В плюсе – весь район. Рабочие места, дороги, аэропорт. Морское сообщение на севере полуострова решит многие проблемы досрочного завоза. К этому добавится финансовая поддержка социальных проектов. «Шесть миллиардов рублей выделено для обустройства, для решения социальных проблем в районе не только Се-Яха. Попал сюда и Яр-Сале, и фактории, в частности Тамбей. Строятся там дома», - говорит заместитель генерального директора ОАО «Ямал-СПГ» Владимир Воронкин.

Полным ходом здесь идет и строительство будущего СПГ-завода. В данный момент, возводится морской порт. Рабочие забивают в вечную мерзлоту 24-метровые сваи. Они станут фундаментом, который удержит резервуар с готовой продукцией – жидкий газ. Уже сейчас к берегам Сабетты заходят морские корабли. Например, сухогруз «Иван Рябов» привёз строй-материалы. Обратный путь через Северный-Ледовитый океан для сухогруза расчистит ледокол Росатомфлота. По планам дирекции «НОВАТЭКа», максимум через три года от причальной стенки строящегося арктического порта – пойдёт регулярное движение танкеров со сжиженным газом. Топливо пойдет по двум направлениям. «Порт круглогодичный – по СМП можно круглый год ходить в западном направлении, на рынки Атлантики. На рынки АТР можно будет поставлять продукцию в течение 5-7 месяцев в году, в зависимости от ледовой обстановки. Такая равнодоступность логистическая очень удобна», - отмечает директор департамента по развитию СПГ-проектов ОАО «Новатэк» Евгений Кот.

Проектная мощность будущего завода – 16 с половиной миллионов тонн в год. Впервые на Ямале будут не просто добывать газ, но и делать продукт, востребованный на мировых рынках. Компания «Новатэк» намерена самостоятельно закупать и реализовывать не менее 2 миллионов 800 тысяч тонн продукции. При этом, еще на начальном этапе строительства, будущий завод планировали с учетом интересов малочисленных народов и просчитывали возможные экологические риски окружающей природе. «Бурения в Ямал-СПГ проводится безамбарное кустовое, следовательно меньше земли мы изымаем у коренных малочисленных народов Ямала. Мы на начальной стадии строительства обустраиваем полигоны для сжигания ТБО, у нас предусмотрена закачка буровых шламов. Предварительно их отжим в глубокозалегающие изолированные горизонты», - рассказывает председатель правления ОАО «Новатэк» Глеб Люксембург.

На сегодняшний день готовность порта оценивается в 80%. Когда объект будет сдан полностью - он может служить не только отправным пунктом отправки в страны Азии, Европы и Америки ямальского газоконденсата, но и обеспечить потребности соседних регионов в разного рода экспорте и импорте товаров. Северный морской путь - самый кратчайший, экономически эффективный и безопасный.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика