«Шестерка», «ласточка» и «кормилица». О винтокрылых грузовиках и тех, кто создавал историю Ямала

Ветераны авиации отметили сорокалетие со дня первого ямальского рейса вертолета Ми-6. Каждые 5 лет эти люди собираются, чтобы отметить свой очередной юбилей. Они вспоминают самое главное - как вместе «покоряли Севера». И геологоразведка, и обустройство месторождений, и ямальские города без северной авиации были бы просто невозможны. Винтокрылые грузовики перевозили на себе львиную долю самых нужных грузов.

Дружеские объятия, рукопожатия, улыбки на лицах. Место встречи неизменно: под вертолетом Ми - 6а, на мемориальной площадке у аэропорта Салехарда. День первого рейса небесного тяжеловоза – праздник для ветеранов. Первый вылет из города Семи лиственниц в Надым и Тарко-Сале в далеком 1977 году прошел под руководством Рафаила Арамовича. Всего за несколько месяцев он тогда подготовил к полетам на Ми-6 более 30 экипажей. «У каждого было по 3 стажера: 3 у штурмана-инструктора, 3 у бортмеханика. В экипаже дурдом был - 12 человек, а я один. Было тяжеловато, но нормально, подготовили мы довольно-таки быстро», - вспоминает Рафаил Миносьян, первый командир вертолета Ми-6.

О том, как было трудно тогда, сегодня вспоминают с улыбками. Никто не жаловался, каждый знал: стране нужен газ, нужно срочно осваивать месторождения. Нужно возводить предприятия, строить «газовые» города. Иван Ламдо, сын тундровиков, был тогда среди авиаторов единственным «местным». На его памяти - сотни уникальных мгновений великого «Покорения Северов». «Мы привезли тазовских пассажиров, а там были только 2 балка. Они говорят: вы куда нас привезли? Мы говорим: вот, историю Ямала делаем, новую бетонную полосу мы с вами делаем. А в скором будущем здесь, скорее всего, будет новый аэровокзал», - рассказывает он.

«Шестерок» - вертолетов Ми-6 на Ямале в те годы было всего 13. Эксплуатировать и обслуживать их было очень непросто. Не было оборудованных ангаров, не хватало специалистов. Но люди справились. Все дело в том, что учить в СССР умели, и авиаторов тогда готовили на совесть, считает авиатехник Виталий Конев. Он хорошо помнит, как месяцами работал вдали от дома, на базировках в северной глухомани. «Вот у меня таких базировок за все годы работы 170 было. 17 лет проработал - и каждый месяц такое, исключение только - в году 2 месяца отпуска. Я вел дневник, у меня там все записаны базировки», - говорит авиатехник.

Все это помнит и Виктор Антюфьев, 11 лет отлетавший командиром Ми-6. В его «небесном» стаже - семь тысяч летных часов. Сейчас уже на пенсии, но небо Ямала снится ему до сих пор. Да и земля тоже. «2 дня назад я заходил на нашу полосу сюда - какая красота! Лед прошел уже здесь. А тогда у нас не было такой полосы, как сейчас. Тогда были площадочки, убогеньких было тогда 3 полосы», - делится воспоминаниями Виктор Антюфьев, командир вертолета Ми-6а.

Десятки лет совместной работы, сотни полетов, приключений и воспоминаний навсегда создали из этих людей особое вертолетное братство. А их «шестерка», «ласточка» и «кормилица» вошла в историю Ямала как один из главных символов его геройского освоения.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика