Поставки с задержкой и бизнес с издержками. Почему в магазинах глубинки Ямала дефицит товаров
На задержки в поставках жалуются владельцы поселковых торговых точек нескольких районов Ямала. По словам местных бизнесменов всему виной необоснованные проверки, которые проходят на ж/д станции Лабытнанги
Катравожский магазин, конечно же, сегодня не пустует, но на прилавках не хватает продуктов. Причина - задержка товаров на ж/д станции Лабытнанги.
Вагоны, в которых сахар, масло, мука, молочная и другая продукция, железнодорожники не выдают под выгрузку. Чтобы высказать накипевшее владелица магазина даже села в лодку и приехала в Столицу Ямала из Катравожа.
«С четверга той недели получается 5 дней эти вагоны держали на станции, и не пускали их на площадку, чтобы люди могли получить товар. Причину не объясняют. Они только говорят, что назначена комиссионная проверка. Но потому как людей на данный момент нет, они все в отпуске, они не могут дать этих людей, но если вы не можете сделать проверку, тогда вы дайте людям открыть вагоны и получить товар», - сказала Людмила Чернявская, генеральный директор ООО «Премиум», п. Катравож.
Убытки исчисляются не десятками, а сотнями тысяч рублей, уверяет северянка. Ситуация с проверками длится долгое время.
Читайте также: Пустые прилавки: когда пополнятся запасы «Пятерочки» в Салехарде
Магазины в поселках пустеют, предпринимателей, таких как Людмила - много. С ж/д станции Лабытнанги товар расходится в три района округа -Шурышкарский, Приуральский и Ямальский.
Некоторые предприниматели по контракту поставляют продукты в больницы, интернаты и детсады. Наша съемочная группа отправились на железную дорогу, чтобы своими глазами увидеть, что происходящее.
Так, первые четыре вагона, спустя 5 дней простоя в тупике - выгружаются.
«Сроки товара 7 дней, некоторые 15 дней. 7-10 дней мы только товары ждем. Неделю здесь стоит. Яйца, например, сколько у них срок. Колбасы, деликатесы, люди молочку возят. У нее сколько срок? А 7 дней только если здесь стоит. Вот делайте выводы», - рассказал Магомед Исмаилов, предприниматель.
Часть товара во время простоя портится и идет на утилизацию - отмечают бизнесмены. Зимой ситуация сложнее. Страдают водители. По зимникам машины добираются до Лабытнанги, а дальше стоят в ожидании и вместе с салоном обогревают воздух.
«Наши машины подходят к вагонам их не ставят под выгрузку. У нас машины стоят по 5 дней у вагонов. Сейчас через час поставим. В зимний период времени грузовые машины тарабанят по 200-300 литров непонятно за что, мы просто выпаливаем лишней солярки, дизтоплива», - прокомментировал Денис Шалапутин, предприниматель с. Яр-Сале.
Что зимой, что летом - одна продукция требует температурного режима, у другой «поджимает» срок реализации. Третий товар - необходим для выполнения работ по выигранным тендерам.
«На этой неделе мы ждем 45 кубов медоборудования - то есть маски, халаты для СОКБ. По идее мы должны были это перевезти в пятницу. Сегодня среда и только, только нам поставили вагоны под выгрузку. По госконтракту еще время есть. Но такая задержка 4-5 дней может привести к нарушению по госконтракту», - отметил Михаил Шишмарёв, директор базы «Квадратный метр».
Наша съемочная группа обратилась к руководству Северной железной дороги с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. На камеру, по скайпу или телефону этого делать не захотели. Но прислали письмо, где пишется, что проверка с 24 по 30 июня организована на предмет несоответствия сведений о грузе данным, указанным в документах, и что вагоны выдаются в пределах сроков доставки. Сообщается также, что в 7 из 8 проверенных вагонов найдены нарушения.
Всего же с января проверены 79 вагонов и в них выявлены несоответствия наименования груза указанным в документах. Начислен штраф почти 17 миллионов рублей.
Мы связались с одной из компаний-перевозчиков, чтобы узнать в чем по их мнению, причина несоответствий.
«Мы пытаемся указывать грузы, которые есть. К сожалению, на железной дороге двояко трактуются некоторые категории грузов. Если мы везем инструмент, мы пишем - «инструмент». А железная дорога считает, что это изделия из цветного металла. Или мы везем сантехнику - пишем сантехника. Нам говорят нет это не сантехника, это краны медные, поэтому это изделия из цветного металла», - рассказал Владимир Беляев, генеральный директор ООО «Вега групп».
Перевозчики, а это московские фирмы не раз обращались в Северную железную дорогу с просьбой оказать содействие в беспрепятственном получении социально-значимых товаров грузополучателями. Писали письма в правительство региона. Пока ситуация не изменилась.
Между тем грузовладельцы, перевозчики и грузополучатели имеют между собой договорные отношения. Последние не раз обращались за помощью к уполномоченному по защите прав предпринимателей.
Он рассказал, что на Ямале проводились проверки в отношении РЖД и станции Лабытнанги. Нарушений федерального законодательства, нормативно-правовых актов автономного округа - не выявили.
«Мы разъясняем предпринимателям о необходимости составления коммерческих актов. В том числе и если будет порча грузов надо составлять, актировать, и предъявлять претензии перевозчику, а перевозчики, они, если виновата РЖД должны обращаться в РЖД для возмещения потерь», - заявил Вадим Елизаров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЯНАО.
Также омбудсмен отметил, что действительно у станции Лабытнанги существует нехватка персонала для проведения проверок. Однако в сроки поставок грузов с учетом проверок, РЖД все же укладывается.
Уполномоченный советует правильно оформлять груз. А местным бизнесменам составлять письменные договоры с перевозчиками.
Между тем, общая беда объединила предпринимателей округа. Они собираются писать письмо в прокуратуру и добиваться разрешения проблемной ситуации.