usd
66.26
eur
75.39
НЕФТЬ
60.86
+1.43%
Вести Ямал
01 октября 2017 |

«Это пусть жуткая до дрожи, но своя история»

×

×

Какова цена истории? Тысячи загубленных жизней, множество пролитых слез и … 0 современных рублей. От знаменитых сталинских строек вскоре может не остаться ничего. Их разбирают буквально по рельсам и шпалам. И все, что происходило на Ямале в прошлом веке, может сохраниться лишь на страницах книг и в кинолентах. А ведь это не просто участок недостроенной трансполярной магистрали. Это еще и урок прошлого, который наглядно может продемонстрировать события тех времен.  Как и любой лагерь ГУЛАГа, трасса Чум-Салехард-Игарка всегда вызывает интерес самых разных людей – от школьников и туристов до черных копателей и вандалов.

От Надыма до Салехарда. Они шли 40 дней. 576 км. Чтобы своими глазами увидеть, сфотографировать, задокументировать ту часть истории ямальской земли, о которой невозможно вспоминать без боли в душе и сегодня. Тюремные камеры как звериные клетки. Так содержали заключенных на печально известной 501-й стройке. Команда «Северный путь» нашла на своем пути 34 лагеря. Ямальские путешественники преодолели более 350 мостов. Не без риска для жизни.

«Самое сложное – это, конечно, переправы, там, где разрушены мосты, там, где шпалы падают из-под ног», - пояснил Игорь Кузнецов, Путешественник, заместитель председателя регионального отделения русского географического общества ЯНАО.

По словам географа, 8 лет назад его команда выполнила очень ценную задачу - составила карты всей 501-й стройки.  Со всеми материалами экспедиции можно ознакомиться на сайте путешественников Ямала. Отснятый видеоматериал дает представление, как содержались тысячи замученных непосильным трудом людей. В этом воочию убедились и молодые педагоги надымской школы №4. Они тоже отправились к местам сталинской стройки, а именно к разъезду «Щучий». Здесь им рассказали, как зеки строили на морозе, а после возвращались в помещения с минусовой температурой. За ночь нужно было высушить одежду и снова отправляться на стройку.   Участники экскурсии пришли к единому мнению – это место важно сохранить.

«Безусловно, нужно сохранить это место, ни в коем случае нельзя допустить его разрушения. Это память, а мы на своих уроках учим детей, что без прошлого нет будущего», - сказала Екатерина Сенцова, учитель начальных классов надымской школы №4.

«Это пусть жуткая до дрожи, но своя история», - Ольга Березина, подчеркнула председатель Ямало-Ненецкой  окружной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. 

Сохранить пока еще есть что, но десятки лет и природные стихии разъедают и поглощают все подряд: бараки, ограждения и даже железнодорожные разъезды. Такой участок под Салехардом обнаружила группа энтузиастов из клуба «Лотос». И еще. Здесь помимо безжалостного времени орудуют и безжалостные вандалы.

Первый экспонат на пути к конечной точке маршрута обнаружить не удалось –тут уже побывали торговцы историей. Аппетиты охотников за такими сувенирами необъятны: в 2005 году в Игарке с 503-й стройки были украдены... несколько паровозов. Позже их нашли в соседнем поселке. Наказать преступников оказалось не просто – тогда прокуратура отказала местной администрации в возбуждении уголовного дела, так как стоимость похищенного официально составляла 0 рублей.

Ближе к финальной точке маршрута становится ясно, что похищением одной лишь рельсы дело не кончилось - участок железной дороги, на котором пару недель назад сфотографировались туристы, недавно был спилен и вывезен.

Во имя спасения памяти о лагерях ГУЛАГа общественники собираются обратиться за поддержкой к властям. Однако опасаются - пока заработает бюрократическая машина, черные копатели найдут подобных себе покупателей, а от исторического объекта не останется ничего, кроме фото-документов и единичных воспоминаний редких уже очевидцев.  В свою очередь, у надымских учителей появилась идея познакомить с историей региона и страны своих коллег из других городов Ямала. А молодежь Нового Уренгоя хочет организовать на 501 стройку туристические экскурсии. Уже в эти дни на мертвую дорогу отправится первая экскурсия. Путь в историческое прошлое продолжается.

    выбор редакции
    вести ямал
    события недели
    вести арктики
    новости культуры
    первоисточник
    новости партнеров

    все новости

    лента новостей
    Наши проекты
    Раскадровка Игоря Корнелюка

    Помня Игоря...

    Первоисточник 2.0

    Радио России. Ямал









    мы в социальных сетях