Бизнес в Ямальской тундре: этнотуризм и экзотика в чистом виде
Провести несколько дней в тундре, кочуя с оленями и их хозяевами. Такое путешествие – экзотика в чистом виде.
Другой мир открывают здесь для себя даже северяне. Что уж говорить о европейцах с их устроенным размеренным бытом. Но именно от этого тихого благополучия люди и мечтают уехать. Увидеть совершенно другую реальность. Прочувствовать силу расстояния и на себе испытать магию времени. Этнический туризм знакомит гостей с севером без прикрас.
Прицеп вездехода едва вмещает десяток туристов с объемным багажом. Ехать недалеко – около 10 километров вдоль речки Малая Хадата. По приезду, первым делом – ликбез как правильно себя вести в гостях. Законы предков в тундре чтят.
Самое главное – женщинам нельзя проходить за чумом, где стоят священные нарты. Внутри кочевого дома за печкой-очагом может пройти только мужчина. Пока туристы вникают в тонкости традиций, хозяйки накрывают на стол. На обед сегодня суп из своего северного оленя.
Далее по программе – свободное время. Туристы разбредаются по тундре – неподалеку ненецкое кладбище. Мертвых просят не беспокоить, но посмотреть можно. Рядом стадо оленей. Пугливые животные на удивление спокойны. Итальянцы не выпускают камеры из рук, а хозяйственная семейная пара из Германии уже запасается дровами.
Женщины разбирают и собирают чум. Действо отточено до совершенства и занимает всего около получаса. Затем загнать оленей в кораль – ездовые повезут нарты, остальное стадо пойдет следом. Посмотреть на кочевье – главная цель интуриста. Редкий смельчак бросает фотокамеру и прыгает на нарты – кочевка-то с ветерком. Кстати, максимальная скорость на такой повозке 17 километров в час.
На туристической ниве трудятся десятки семей ямальской тундры. Гостей обычно принимают те, кто ближе стоит. Иностранцу впечатления – тундровикам гонорары.
Первые пару дней интуристы, в основном, наблюдают, а потом вживаются – начинают помогать. Морозец гонит заняться чем-то подвижным. Немцы снова но подхвате – помогают ставить чум. «Я наблюдаю за всем, что происходит вокруг меня, за сборкой чума, за отношениями в семье, за тем, как они воспитывают детей, как устроен их быт, в котором, несомненно, должна быть какая-то оптимизация. Я думаю, что-то из этого можно перенять и использовать у себя дома», - считает турист из Германии Фрэнк Вимая.
Хозяйка чума ведет за дровами. Интернациональная команда в сборе: ненка, русская, итальянка и немка. Но дело нехитрое, языковых барьеров нет. Такой бизнес на Ямале начали развивать несколько лет назад. Сейчас стабильно 3 - 4 группы в год, в основном, европейцы, реже американцы и азиаты. Этнический туризм есть и в других странах, но на нашем Севере он особый.
Между тем, попасть в округ иностранцу не так-то просто. Оформление документов заметно осложняет пограничная зона. Да и само удовольствие не из дешевых – 5 дней экзотики стоят больше двух тысяч евро. Массовым такой этнотуризм на Ямале станет едва ли. Впрочем, это нормально – Север не терпит суеты. Путешествие на Край Земли останется уделом самых любопытных и взыскательных гостей Ямала.