Заоблачные цены или высокие запросы? За что северяне платят авиакомпаниям?
Провести новогодние каникулы за пределами округа – удовольствие не из дешевых. Основная статья расходов северян – авиабилеты. Потому многие ямальцы взвешивают все «за» и «против», оценивая возможности своих кошельков. Тем не менее, билеты раскупаются как горячие пирожки. Это чуть ли не единственная возможность выбраться на «большую землю», а оттуда и за границу.
Куда уходят деньги за перелеты – вопрос, который волнует пассажиров всего мира. Американцы на примере одной из авиакомпаний подсчитали, что из затрат сотни человек одного рейса в прибыль авиаперевозчику достается всего один процент. Остальная сумма идет на топливо, зарплату экипажа, лизинг и покупку самолетов, налоги и сборы, техническое обслуживание и ремонт.
На Ямале цены на авиабилеты тоже разложили по полочкам. Итак, вот она – примерная картина тарифной политики. Чуть меньше трети, 29 процентов – расходы авиакомпании: лизинговые платежи за аренду судов, обязательные платежи по поддержанию летной готовности, техобслуживание и ремонт, зарплата работников. 26 процентов приходится на долю аэропорта за обслуживание пассажиров и самолетов. 27 процентов – это расходы ГСМ. На питание, метеообеспечение и «другое» - оставшиеся 18.
Василий Крюк – глава авиакомпании «Ямал». Он уверен: со своей стороны сделал все, чтобы сохранить приемлемые цены на билеты. Сбрасывать дальше и работать в убыток - небезопасно для полетов. «Что такое билет? Вы практически покупаете его у компании, но компания с десяти тысяч рублей осваивает только две тысячи. Две, две с половиной. Это то, за счет чего она существует: деньги уходят на зарплаты, самолеты ремонтируются и т.д. Все остальные ваши деньги мы отдаем аэропортам, топливно-заправочному комплексу», - поясняет генеральный директор ОАО «АТК «Ямал» Василий Крюк.
Салехардский аэропорт. Раннее утро. Взлетно-посадочную полосу шлифует снегоуборочные машины. Все готово для приземления первого самолета. Пассажиры сходят с трапа, не подозревая, что техника могла всю ночь готовить перрон к прибытию воздушных судов. Обслуживание взлетно-посадочной полосы – затратная и трудоемкая работа, особенно на Севере. В зависимости от погоды для удаления наледи применяют химический реагент, одна тонна которого стоит 90 тысяч рублей. С осени уже использовали более 20 тонн. «Я могу сказать следующее. Есть утвержденные ставки сборов по аэропорту. То есть мы от них отступить ни на йоту не можем. Поэтому говорить, что аэропорт Салехард очень дорог – это отчасти мы сами придумали. Этого нет», - говорит Валерий Терещенко, заместитель генерального директора ОАО «Аэропорт Салехард».
В цену билета входят сборы аэропорта: за стоянку и обслуживание борта, регистрацию, досмотр и доставку пассажиров до самолета, содержание перрона. Не в последнюю очередь за обеспечение авиационной безопасности. Этот вопрос сегодня под особым контролем. «Мы стараемся использовать в нашей работе современную технику. Устаревшую технику стараемся списывать, либо не используем или применяем на неответственных местах», - сказал Антон Костюкович, инженер службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Салехард».
Пассажиры такие меры предосторожности терпят безропотно – лучше перестраховаться на земле и быть уверенным, что твоей жизни в воздухе ничего не угрожает. «Никто не требует лишнего. То есть все, что требуется для обеспечения безопасности полетов пассажиров, их детей и родственников - это все делается для того, чтобы обезопасить», - отмечает Сергей Коптев, начальник службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Салехард».
Стоимость билетов особенно ощущается в период экономической нестабильности. Не случайно с наступлением кризисов первой страдает авиация. Люди начинают экономнее расходовать средства, понимая, чтобы выехать с семьей из четырех человек в отпуск только на перелеты до Москвы и обратно может уйти не меньше ста тысяч рублей. «Вот я, например, сюда летела из Тюмени. Сюда – семь тысяч, а обратно 9 тысяч. Цены на билеты очень высокие. Таких цен не было!» - высказывает свое мнение одна из пассажирок авиакомпании «Ямал».
Мы сравнили стоимость билетов из регионов Крайнего Севера. Цены примерно одинаковые. До Москвы из Салехарда билет от авиакомпании «Ямал» стоит от 11 тысяч 500 рублей, у S7 – несколько выше. Из Нового Уренгоя до российской столицы - начиная от 9 тысяч 900 рублей. У наших соседей по Арктике стоимость мало чем отличается: из Ханты-Мансийска от 12900 тысяч, из Норильска – от 14 тысяч.
Правительство нашего округа из года в год субсидирует авиаперевозки. В 2015 году дотирует 30 межмуниципальных и 4 межрегиональных маршрутов. Кроме того авиакомпании Ямал компенсируют затраты по уплате основных лизинговых платежей за воздушные суда. Это тоже в какой-то степени скажется на сдерживании тарифной политики.
Кстати, в начале следующего года на Ямале должны появиться отечественные самолеты. Авиакомпания с помощью господдержки через схему лизинга приобретет Sukhoi Superjet. Расплачиваться предприятие будет рублями, вне зависимости от курса доллара. Сейчас контракт на стадии подписания.