Тюменские ученые разработали новую технологию транспортировки газа
Специалисты Института криосферы Земли СО РАН предложили транспортировать газ в твердом состоянии. О том, может ли газовый гидрат потеснить сжиженное голубое топливо, читайте на vesti-yamal.ru
Ученые тюменского института криосферы Земли разработали новый, перспективный способ транспортировки газа - в твердом гидратном состоянии. Технология способна заменить перевозку голубого топлива в сжиженном виде. Это заинтересовало ямальские предприятия. Яна Паустовская расскажет подробнее.
Эти ингредиенты загружают в обычный кухонный блендер. Там порошок диоксида кремния облепляет каждую молекулу H₂O. На выходе - вот такой странный коктейль. Это не что иное, как сухая вода. В реакторе в нее нагнетают газ, замораживают и получают газовый гидрат. Превращение происходит в десятки раз быстрее и эффективнее, чем с использованием воды в жидком виде.
«Это происходит за счет того, что мы увеличиваем межфазную поверхность между водой и газом. За счет того, что сухая вода у нас дисперсная система, газ не попадает в весь объем воды, а только на поверхности взаимодействует, образуется гидратная корка, и внутрь газ попасть уже не может», - пояснила Полина Жингель, инженер-исследователь института криосферы Земли.
Гранулы твердого газа - экономичный и перспективный способ хранения и транспортировки этого углеводорода.
Газовый гидрат представляет собой кусочек льда, похожий на мороженое. В таком виде он может перевозиться в обычном рефрижераторе, собственно, так же, как и мороженое. На месте при оттаивании, а тает он буквально на глазах, газ выделяется и поступает к месту использования.Поисками новых способов транспортировки ископаемого в последнее время занялись особенно усердно.
В условиях вечной мерзлоты использовать трубопроводы проблемно, а технология сжиженного газа иностранная - из-за нынешних ограничений импортозаместить все ее составляющие быстро не получится, к тому же перевозка СПГ имеет свои недостатки.
Читайте также: Срок сдачи головного танкера-газовоза Arc7 для «Арктик СПГ-2» может сдвинуться на год
«Сжиженный газ при транспортировке теряет порядка 20-25% массы. Во-вторых, высокое давление и низкие температуры жидкого азота - там до -170, которые сложно поддерживать, нужны специальные емкости, специальные танкеры. Это всё усложняет транспортировку газа в сжиженном состоянии», - рассказала Надежда Молокитина, и. о. директора института криосферы Земли.
Перевозить газ в твердом виде гораздо экономичнее. Всё, что нужно, это атмосферное давление и температура около -20 градусов. К тому же гидратообразующее вещество можно будет использовать несколько раз.
«Это позволит прежде всего сэкономить на материалах для получения среды гидратообразования. Также это полезно для экологии, потому что среду не будут сразу выбрасывать», - сообщил Александр Кибкало, инженер-исследователь института криосферы Земли.
Ученые института криосферы уже запатентовали свои разработки. Следующим этапом станет увеличение объемов получения газовых гидратов с лабораторных до полупромышленных. А дальше дело за добывающими и инновационными компаниями. Они уже проявили большой интерес и готовы заняться внедрением новой технологии.