Самочувствие вечной мерзлоты: как построить дом, чтобы он не пострадал в условиях Крайнего Севера?
Как построить дом, чтобы он не пострадал от таящей вечной мерзлоты? Ямал стал пилотной площадкой для адаптирования голландской технологии статического зондирования строительных площадок в условиях Арктики. «Вести Ямал» узнали новую технологию, которую разработали еще после Великой Отечественной, но так до сих пор и не применили в России.
Строить дом на ледяном панцире, который постоянно меняет свою структуру, - задача не из простых. Песчаники, галечники и глины на вечной мерзлоте ведут себя самым непредсказуемым образом. Возведённые на них сооружения нагревают грунт, и он теряет монолитность, начинает подтаивать и смещаться.
«Если здание просело, это где-то ошиблись проектанты – что-то не учли: линзу, допустим, или оттайку, или изменение климата и то, что ушла мерзлота. Но такого практически не бывает. Здесь по Салехарду я одно такое здание знаю, которое пошло трещинами. В основном они все стоят и не трескаются», - говорит Сергей Черкашин, начальник отдела технического надзора по капитальному ремонту Дирекции капитального строительства и инвестиций ЯНАО.
Следить за «самочувствием» вечной мерзлоты в городах и посёлках приходится постоянно. Ведь оттаивание грунта, даже на отдельных участках, приводит к осадке, перекосу конструкций, а то и к полному разрушению здания или дороги. Так что, долговечность любой крайнесеверной постройки напрямую зависит от фундамента.
Сегодня на Крайнем Севере используется два основных варианта возведения фундаментов. Прямо на грунте, когда создаётся высокая теплоизоляция, препятствующая оттаиванию. И на сваях. При этом получается естественная вентиляция, и мерзлота не оттаивает.
До сих пор для отслеживания температуры заполярной земли использовались термометрические скважины. Процесс трудоёмкий и долгий. Но вот в Салехарде решили опробовать голландскую технологию статического зондирования.
«Вот, собственно, сам конус. Он измеряет лобовое сопротивление наконечника и сопротивление муфты трения. Также здесь стоит термодатчик. То есть мы загоняем его на нужную глубину. Останавливаемся, и делаем замер температуры. А вот эти параметры дают нам необходимые данные для расчёта несущей способности сваи», - показывает Николай Волков, ведущий инженер компании «Геоинжсервис».
Максимальная глубина зондирования – тридцать четыре метра. Для сравнения: сваи вбиваются на глубину лишь до двенадцати метров.
«Зонд-конус измеряет сопротивление вдавливанию на наконечнике – это синяя линия. Измеряется боковое трение по муфте трения – это красная линия. И также измеряется температура грунтов», - объясняет Иван Соколов, инженер-геолог компании «Геоинжсервис».
На замер необходимых параметров уходит всего лишь один день. И за неделю можно рассчитать несущую способность конкретной сваи. Плюс к этому – определяется температура, опоровое давление, электрическое сопротивление, и даже - количество метана, которого в мерзлоте – немало. Теперь на вечной мерзлоте, без преувеличения, строить можно – на века.