Навигация. Зависим от погоды. Ждём ледохода
Кто в брод, кто в воду, кто по воде. Последние минуты работы понтонной переправы через реку Надым, пожалуй, самые любопытные для видеокамеры. Люди спешат перейти на ту сторону, за зиму ледовая переправа сильно поизносилась, а некоторые участки и вовсе пошли ко дну. Причем, задолго до официального закрытия.
Теперь, когда шлагбаум опущен, а красный свет светофора молча указывает на запрет, в ход идут поднебесный транспорт. Без них не обходится ни одно межсезонье на севере.
Владимир Лесовик, капитан воздушной подушки говорит что «это единственное средство, которое может выручить людей».
Так и живем. Зависим от погоды и ждем ледохода. Впрочем, ждать осталось не долго. Окружное управление МЧС информирует: по состоянию на 18-ое мая ледоход наблюдается в Шурышкарском районе, в 95 километрах от Салехарда. Подвижка льда в селе Мужи. По прогнозам метеорологов 25 мая ледоход дойдет до окружной столицы. А вот у наших соседей в Юрге вода уже освободилась ото льда. Там открыли навигацию. Первые маломерные и пассажирские суда ушли в плавание 15-го мая. В прошлом году, из-за низкого уровня воды, навигацию на ряде маршрутов пришлось приостановить уже к середине июля. Чтобы избежать предыдущих ошибок, на некоторых участках будут рыть дно. Углублять фарватер рек. В том числе и в районе Приобья, куда ежегодно отправляются на паромах тысячи ямальцев.
Многие отпускники чтобы попасть на первый паром утром встали пораньше, а некоторые и спать не ложились. Минимизировать все неудобства и избежать столпотворения могла бы касса в родном городе, так считает Владимир Сердюк. Ему пришлось добираться из соседнего городка.
Владимир Сердюк, житель г. Лабытнанги сетует: «Народу много, стараются уехать на первом пароме, хотя бы место выделили, есть же расписание паромов, можно было создать систему, чтобы половине людям отдать в Лабытнанги половину в Салехарде чтобы не было такой толкучки. Каждый божий год такая толкучка».
Люди ради долгожданного отпуска готовы не спать, добираться из соседних поселков и городов, часами стоять у дверей речного порта. Не останавливает северян и десяти процентное повышение тарифа в этом году. Цена у разных перевозчиков примерно одинакова. В среднем, провоз легкового автомобиля массой до 3,5 тонн обойдется владельцу в 15 тысяч рублей. Еще одно новшество от перевозчиков, ужесточение правил бронирования мест.
Азат Алимов, начальник по паромным переправам ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство», рассказывает о возможности получить талон: «Сегодня мы начинаем выдавать талоны на покупку билетов и соответственно человек может выкупить либо сейчас либо попозже, но крайний срок в ближайшие дни, это будет до 1-го июня».
Перевозчики начали продажу билетов с правом ежесекундной оплаты только с 29-го мая. Официальное расписание пока предварительное, на него выдаются талоны. В этом году на линию выпустят 6 паромов. За комфорт и безопасность перевозчики заручились лично.
В этом году с комфортом повезет и ямальским рыбакам. На Тюменских верфях кипит работа над новым судном. В июне его отправят в первое плавание, а пока судостроители проверяют каждый сантиметр железного гиганта. 70-ти метровое сооружение как пациент на приеме: сначала ультразвук, потом рентген. У пока еще безымянного судна будет двойная сигнальная и навигационная системы, речная и морская. Оно больше, мощнее и рыбу будут не перерабатывать, а перевозить.
Виктор Громов, заместитель главного инженера предприятия «Тюменьсудокомплект» рассказывает о новом судне: «Судно будет иметь допуск в иностранные порты, ограничения в движении по Северному морскому пути нет. Это ледовый класс Арк-4».
Когда эти трюмы-морозильники начнут тестировать, просто так туда не спуститься. Температура в тестовом режиме может доходить до -30 градусов. В двух отсеках поместится больше 300 тонн замороженного груза. Навигация для северян, особый период. Это время, когда мы готовы стоять в очередях, чтобы летом уехать с семьей в отпуск, это время завоза продуктов, топлива и стройматериалов, без которых в зиму не прожить, это время, когда простой рыбак может заработать за 4 месяца больше, чем за весь год и потом кормиться на эти деньги всю зиму. Кто не жил на краю земли, тому этого не понять. Кто родом с севера, умеет это ценить.