Акустическое пугало, или борьба с птицами в аэропорту Салехарда

Воздушный - один из самых популярных видов транспорта на Ямале. Особенно в сезон отпусков. У системы безопасности аэропорта летом свои проблемы.

Одна из них – необходимость отпугивать птиц, оказавшихся в пространстве взлета и приземления воздушных судов. Тревожные птичьи крики, несущиеся из динамика, на языке пернатых означают, - лучше сюда не соваться. Таким классическим способом салехардский аэропорт защищают свое воздушное пространство. При взлете и посадке самолетов именно птицы представляют для них реальную опасность. Осенью и весной звуковое пугало устанавливают на вышку рядом со взлетно-посадочной полосой. Его не боятся только привычные ко всему аэродромные воробьи. «Когда весной идет перелет птиц, массовое скопление птиц над воздушным пространством аэропорта Салехарда, мы устанавливаем специальную биоакустическую систему отпугивания птиц на время их перелета, и она у нас работает почти что круглосуточно», - рассказывает и.о.начальника аэродромной службы ОАО «Аэропорт Салехарда» Андрей Макаров.

В аэропортах всего мира регулярно происходят аварии, связанные с птицами. И даже если столкновение с ними не угрожает гибелью людей, серьезные убытки терпят авиакомпании - от ремонта лопастей до полной замены авиадвигателей. Научно доказано: столкновение с птицей весом 1 килограмм 800 грамм на высоте 2 с лишним километра и скорости лайнера 700 километров в час наносит ему в три раза больший урон, чем попадание 30-миллиметрового снаряда. К, счастью, в аэропорту окружной столицы помнят лишь один птичий случай. «Это было более 10 лет назад, при заходе на посадку, самолет ТУ-134 столкнулся с птицей. Это была либо ворона, либо чайка, потому что при столкновении с мелкими птицами, типа воробьи и стрижи, таких повреждений не бывает. После заруливания на стоянку, техническим персоналом было обнаружено повреждение крылевой фары, кровь, перья размазанные», - вспоминает начальник службы инспекторского контроля, сертификации и лицензирования ОАО «Аэропорт Салехарда» Вячеслав Сухов.

Абсолютно эффективного метода отвадить пернатых от воздушного пространства пока не придумали, поэтому орнитологи аэропорта следят на всех фронтах. Осушают заболоченные участки во время взлета и посадки каждого судна, специальный человек осматривает территорию и предупреждает диспетчеров.

Как на огороженной территории самого аэропорта, так и сразу за ней, никогда не увидишь запущенных зарослей травы. За этим строго следят. Косят траву отнюдь не ради эстетики, а в целях защиты от пернатых. Высокая трава привлекает птиц: мелкие начинают вить в ней гнезда, а крупные прилетать кормиться.

Особо бдительно следят, чтобы вокруг аэродрома не было стихийных свалок бытовых отходов – главных птичьих кормушек. Их и правда нет – из мусора вокруг летного поля мы нашли только крупногабаритный и абсолютно несъедобный. По международным правилам, кстати, свалок возле летного поля не должно быть в радиусе 15 километров. Салехардский аэропорт в эти нормы пока никак не вписывается – и городской мусорный полигон, и вся столица, и даже немного Лабытнаног попадают в запретную зону. Впрочем, все эти правила нужны только для больших аэропортов с напряженным графиком движения, - в маленьких городах справляются и без них. Тем не менее, все высокие постройки и мусорные полигоны в этом радиусе все равно согласовывают даже с небольшим аэропортом.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика