Узкоколейка Сахалина и мечта за 450 миллиардов рублей
На Сахалине планируют построить грандиозный мост, который соединит остров с материком.
Мост Сахалин – материк даже долгостроем нельзя назвать. Идея десятки лет существует лишь на бумаге и в головах разработчиков проекта. Соединить островной регион и Большую землю планировали еще в середине 20 века. Проект множество раз сворачивали, реанимировали, обсуждали. До материка предлагали копать тоннель, строить дамбу. Ученые разработали семь различных вариантов соединения. Возможно, именно 2013-ый год станет определяющим в дальнейшей судьбе масштабной идеи. Сегодня самым оптимальным вариантом считают возведение моста, который соединит материк и Сахалин в самом узком месте Татарского пролива.
«Если будет реализован этот проект, мы получим огромное преимущество. Мы получим, в первую очередь, третий транспортный коридор», - говорит губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.
Проект позволит обеспечить транспортную доступность острова, это один из его главных плюсов. Сейчас товары на Сахалин с материка и обратно доставляют с помощью паромной переправы в том числе и железнодорожные вагоны. Ненадежность этого способа хорошо известна всем островным грузополучателям. Любой шторм, особенно, в зимнее время полностью останавливает сообщение, зачастую, на несколько суток. А паромов всего три, их вместимость крайне ограничена. Срывы срока доставки происходят регулярно.
В итоге вагоны сотнями скапливаются в портах, товары портятся, предприниматели теряют деньги. Уже сейчас Сахалинская железная дорога на 70% убыточна и работает только благодаря дотациям. Кстати, по прибытии на Сахалин вагоны приходится перешивать. Сахалинская колея уже российской, а это тоже затраты времени.
В 2003 году началась замена железнодорожных путей на общероссийский стандарт. Полностью поменять колею обещают к 2018 году. Эти работы – тоже составная часть масштабного проекта по строительству моста.
«Стоимости перевозок железнодорожным транспортом таких больших объемов могут упасть, по нашим подсчетам, более чем в 3 раза», - пояснил министр транспорта Сахалинской области Владимир Дегтярев.
Появление мостового перехода должно позитивно отразиться на стоимости завезенных на остров товаров, таких большинство. Но развитие получит и местное производство. Об экономических плюсах сегодня говорят и в Хабаровском крае. Здесь в производство будет вовлечена сырьевая база низовьев Амура.
Изучают проект и сахалинцы. Многие, кстати, требуют, чтобы, помимо железной дороги, в нем предусмотрели и автомобильную – так будет проще добираться до материка.
Проект будет стоить около 450 миллиардов рублей. Региональный бюджет не потянет такую сумму, поэтому реализовывать задуманное планируют совместно с бизнесом. Потребуется и серьезная поддержка федерального центра. Финансовые вложения отразятся на экономике всего Дальнего Востока. Предположительно, строительство начнется в 2019 году.
Следит за судьбой моста на материк и соседняя Япония. Для страны восходящего солнца это будет кратчайший путь в Европу. И после появления связки Сахалин – материк появится возможность создать еще одну – Сахалин – Япония через Хоккайдо. Каким будет мост, решат во время разработки технического задания. Подготовить его до конца 2013 года поручил президент России Владимир Путин.