Арктика глазами художников
«Проходит век, но образ Арктики влечет». Так было, так есть и так будет - это арктическая аксиома. Её не нарушить временем, местом и пространством. Арктика, как выстрел стрелы - или ранит, или убивает вовсе. Впервые она зацепила архангельского художника - Александра Борисова. Покоряя бескрайние просторы севера, он попутно успевал нанести на холст волнующие его образы. Именно с его этюдов, в конце 19 века, и наступил момент «вхождения севера в художественную жизнь страны».
Представитель Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» города Архангельск Дарья Эрдман говорит об Александре Борисове: «Это такой тип художника-путешественника, исследователя, ученого. Его картины можно рассматривать не только как живописные шедевры, но и как пособия по этнографии и истории малых нардов Севера».
Питерский художник Станислав Бородин в июле 2013 года вместе с группой ученых совершил экспедицию на Белое, Баренцево и Карское моря. Он даже предпринял попытку написать картину на открытом воздухе: «Пленэр в арктическом море! То есть когда холодно, когда дует ветер и при этом накладывать на холст мазки краски, когда краски застывают, руки мерзнут! В работе над этим проектом получилась глубокая связь времён», - рассказывает заведующая презентационно-выставочным отделом МВК им. Шемановского Ольга Самсонова.
"Я отдаю долг Арктике!" - такими словами обозначил свое творчество Василий Моисеев. Но, всё же на вопрос: какая она Арктика? художник однозначного ответа не дал. Его Север живет в символах, в образах и даже запахе. «Я в детстве летал самолетом в районе Арктики: от Чукотки до Москвы. И этот арктический запах остался с детства. Воздух особенный! - вспоминает художник из Москвы Василий Моисеев. - Моря, ветра, снега имеют свой запах, мне хотелось это отобразить в своих работах».
10 лет живет с Арктикой в душе и ещё один художник Александр Сайков. Север его покорил, холодная Арктика приняла. Пленэрный художник навеки обрел свою музу. «Меня больше никуда не тянет. Мне все говорят, что я болен Арктикой, уже 10 лет как я сюда езжу! Я говорю, что больше никуда не могу ездить! Захотелось всё бросить и вновь оказаться здесь», - делится он.