Строительство дороги Салехард-Надым: долгий и трудный путь с севера на юг

Мост через реку Надым – один из главных объектов строящейся дороги – снова активно возводится. Какое-то время работы здесь приостанавливались. Менялся подрядчик. Новые строители набирают темп. Сроки остались прежними и медлить нельзя.

дин большой и десятки маленьких мостов, а еще километры очень сложного, неустойчивого грунта, плюс вечная мерзлота. Ни экономические трудности, ни западные санкции будущую дорогу Салехард-Надым не отменят. Слишком много вложено и сделано, чтобы отступать. А еще больше стоит на карте, ведь эта трасса – лишь часть большого Северного широтного хода

Ее заочно окрестили «дорогой жизни» – трасса Салехард-Надым. Она проходит параллельно «Мертвой дороге» – сталинской 501 стройке – и, наконец, свяжет полуостров Ямал с европейской частью страны. Работа здесь кипит уже несколько лет. В две смены, без праздников и выходных, дорожники прокладывают километр за километром. Внизу – вечная мерзлота, вверху – болото. Для строителей это одна из самых трудных автодорог в мире. «Здесь грунты, сам рельеф местности нестабилен и часто сталкиваемся с такой ситуацией, что когда мороз 40 градусов - бежит вода по земле. Это очень частое явление и с этим приходится бороться, уводить воду, делать всякие сооружения», - рассказывает начальник участка автодороги «Салехард - Надым» Андрей Филиппов.

С вечной мерзлотой приходится бороться – в основание дороги укладывают пеноплекс - это термостабилизирующий материал - и геосетки. Самые сложные участки пройдены, уверены дорожники. «Если брать по объемам земляных масс, земляного полотна, то выполнено порядка 65-70 процентов. У нас 125 километров введено в эксплуатацию, 80 километров с асфальтобетонным покрытием», - говорит заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Алексей Федосов.

Со стороны Надыма рабочие круглосуточно устраняют просадки грунта. Явления для этой местности обычное. Один и тот же участок порой приходится уплотнять по несколько раз. Дорога строится одновременно с двух сторон. На участке протяженностью всего 338 километров будет 53 моста и мостовых перехода разной степени сложности.

Мост через реку Надым – это последнее звено, которое свяжет западную часть Ямала с Большой землей. Его длина будет составлять 1334 метра и мост будет состоять из двухполосной автомобильной дороги и одноколейной железной. И 12 из 13 его опор – уже готовы. Сейчас рабочие трудятся в авральном режиме. Это один из самых ответственных этапов – последнюю опору нужно установить до весеннего паводка. Таяние льда на реке ждут уже через полтора месяца. «Мы разработали котлован на 100 процентов, срубили сваи и выполнили работы по укладке тампонажного слоя под устройство ростверка. Уложили 610 кубов бетона, ну и в данный момент производится набор прочности бетона, это еще сутки-полтора он наберет 70 процентов прочности и начнем сооружение ростверка», - сказал директор филиала ОАО «Мостострой - 11» Дмитрий Прядко. Затем начнут собирать металлические пролеты, которые будут надвигать по опорам с правого на левый берег реки. Паводок в эту работу уже вмешаться не сможет.

99 процентов материалов – отечественного производства: из Тюмени, Челябинска, Кургана и Омска. На некоторые в этом году подскочили цены, но с поставками пока проблем нет. С октября стройка была приостановлена – менялся генеральный подрядчик. Теперь наверстывают упущенное время. Между тем, сроки сдачи объекта не увеличились ни на день. «Работы планируется завершить по автомобильной части в 2015 году, по железнодорожной части мостового перехода в 2016 году. Строительство ведется одновременно и автомобильной части и железнодорожной части», - поясняет главный инженер ООО «Уралстройтехнологии» Дмитрий Липунов.

Сейчас северяне с одного берега реки на другой могут попасть по сезонным переправам – ледовой и понтонной. Все ждут, когда возможность проехать не будет зависеть от погоды и времени года – иногда очередь здесь копится сутками.

Галина трудится на понтонной переправе. С ее рабочего места хорошо видно стройку. Как только объект сдадут, женщина потеряет работу – отпадет надобность в переправе, но моста она ждет как и все – с нетерпением. «Работу можно найти, но мост все-таки хотелось бы. Я вот живу в Старом Надыме – тяжело добираться в распутицу, проблемы без моста», - поделилась кассир-диспетчер понтонной переправы Галина Глущук.

Если перебоев с финансированием не случится, то уже следующей зимой дорожники с салехардской и надымской сторон планируют соединиться. Трассу строят на деньги округа и межрегиональной программы «Сотрудничество». За 5 лет уже вложено около 30 миллиардов рублей. Мост через Обь Салехард-Лабытнанги, и железная дорога – пока только в проекте. Эти объекты уже будут строиться с привлечением федеральных денег и инвестиций компаний. «Реализация таких проектов по освоению комплексному полуострова Ямал и производству сжиженного газа, она не позволяет в полной мере осуществиться без ускоренного развития транспорной инфраструктуры. Цель проекта – соединить, во-первых, Северную и Свердловскую железную дорогу на территории округа и соединить порт Саббета», - отметила заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Наталья Сагун.

Северный широтный ход соединит железнодорожные станции Обская и Коротчаево. У ямальских грузов, а это в основном углеводороды, появится путь не только по океану, но и наземная дорога. Уже сейчас понятно, что без грузопотока широтный ход не останется. Подписаны соглашения с компаниями-участниками проекта. К 2020 году, когда планируется закончить стройку – грузопоток по северному широтному ходу составит более 20 миллионов тонн в год.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика