О плюсах и минусах: чем может привлечь рыбоводство ямальский бизнес?
Окружные парламентарии одобрили в первом чтении законопроект о рыбоводстве. Перед тем, как голосовать по его окончательной редакции, депутаты обсуждают документ на выездных совещаниях. Восстановить поголовье сиговых власти предлагают искусственным путем. Наука подтверждает – для этого в Приуральском районе есть все условия, включая множество подходящих водоемов. Правда, сами промысловики к идее рыбоводства относятся пока с осторожностью. По их мнению, вернуть сиговых в реки Ямала может только комплекс мероприятий, включая видовую мелиорацию.
Рыбаки, порядком соскучившись по муксуну, о его разведении говорят все-таки осторожно. Сиговых, конечно, спасать надо, но рыбоводство – дело для северян необычное. Да и стоит недешево.
За последние десять лет объем добычи сиговых снизился на 46 процентов, квоты на них сокращаются, а нельма и муксун уже полностью запрещены. В этих условиях обеспечить северян качественной и доступной рыбой может только искусственное воспроизводство.
В Приуральском районе депутаты, власть и наука размышляют, как создать условия для развития аквакультуры. Кстати, наука подтвердила: как минимум три озера в Приуралье пригодны для рыборазведения.
Исследования проводили этим летом на четырех озерах. А в конце года сделали первые выводы. Ими с участниками круглого стола в Аксарке поделился руководитель профильного департамента. В ближайшее время водоемы можно включить в перечень рыбоводных участков, а затем провести по ним аукцион. Вот его победители зарыблением и займутся. Депутаты, которым уже в феврале предстоит окончательно принимать законопроект об аквакультуре, уверены, что жизнь сама подтолкнет людей к выгоде рыбных ферм.
В этом цехе мастерят бударку. Первая в новом году лодка уже почти готова. Нужная древесина – ель – закуплена еще летом. Хватит еще лодок на 20. В помощь плотникам – уже антикварные советские станки, которым от роду больше полувека. Их спасли из сгоревшего пару лет назад цеха и восстановили своими руками.
А здесь принимают налима. Подлёдный лов сейчас в самом разгаре. В этом году рыбаки Аксарковского предприятия собираются добыть около 700 тонн рыбы, 200 из них – зимой. В основном, конечно, черной. Только четверть от всего объема придется на сырка, пыжьяна и щекура. Промысловики уверены, что без жесткой системы мелиорации, такой же, как во времена СССР, популяцию сиговых не восстановить.
«Надо делать мелиорацию. Вылавливать хищные породы. Потому, что те же рыбаки приезжают и докладывают: вот осенью налим падает, полное брюхо у него белорыбицы, мальков», - говорит
Для мальков опасность представляют не только и не столько щука с налимом. Браконьеры – с одной стороны, загрязнение водоемов - с другой. Депутаты считают, что в модернизации нуждается вся система экологического мониторинга. Парламентарии вышли с инициативой к министру природных ресурсов увеличить в округе количество гидрологических постов.
«Особое внимание нам нужно обратить на контроль за состоянием вод. И, конечно, в год экологии принципиально нам надо занять бескомпромиссную позицию в отношении нарушителей водного законодательства», - считает Дмитрий Жаромских, председатель комитета по промышленности, природопользованию и экологии Законодательного собрания ЯНАО.
Если все сложится, возможно, в конце года в районе Надыма появится современная база экологического мониторинга.
«Сегодня ведутся работы с Ямал-СПГ о том, чтобы на территории региона создать высокотехнологичную лабораторию экологического мониторинга. Этот проект международный», - рассказал Алексей Титовский, директор департамента по науке и инновациям
Участники круглого стола предложили использовать опыт южных субъектов УрФО. Например, Курган ежегодно добывает на своих рыбоводных участках около двух тысяч тонн сиговых, в основном пеляди. Это даже больше, чем добывается подобной рыбы в естественных водоемах Ямала.
В арктическом регионе на реке Собь, в районе поселка Харп, реализуется уникальный проект – рыбоводный завод. Он пока ориентирован на выпуск молоди муксуна, чира и пеляди. По словам его директора, на заводе будут формировать маточное стадо муксуна, для этого оставили 18 тысяч особей. Половой зрелости они достигнут только к 2020 году. А что же исчезающая нельма?
«В будущем, как перспективный вид деятельности, которым можно заниматься на Собском рыбоводном заводе, будет и воспроизводство нельмы. Если будет на это заказ», - подчеркнул Данил Эльтеков, генеральный директор Собского рыбоводного завода.
На вопрос - когда же, наконец, состоится официальное открытие завода? - его руководитель ответил многообещающе: СКОРО.