На чем стоит Ямал, и куда направлен вектор его развития?

Мария Семенова

От Кольского полуострова до Чукотки. Как лучше выстраивать государственную политику в Арктике и каков он – образ будущего арктического субъекта? Понять проблемные зоны и обозначить точки роста экономики этих регионов. Эксперты в студии международного информагентства «Россия сегодня» представили доклад, в его основу легли исследования 40 ведущих российских экспертов и политологов. Инициатором выступил наш округ. По мнению властей, такая экспертная оценка будет полезной – она ломает стереотипы и привносит свежий взгляд на проблемы и перспективы северных регионов.

От социального благополучия жителей северных территорий до развития Севморпути. Новая программа социально-экономического развития Арктической зоны России получила оценку экспертного сообщества. При всех своих плюсах ее не удастся реализовать без принятия законопроекта о развитии Арктической зоны, в котором были бы закреплены понятия о так называемых «опорных зонах» для развития региона.

«Конечно, законопроект «Об Арктической зоне» мы ждем, чтобы включиться в такую работу, но пока сроки на сегодняшний день не определены», - сказал Владимир Пушкарёв, заместитель председателя комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы РФ.

Несмотря ни на что мнение ученых и политологов дорогого стоит. Компетентная оценка профессионалов помогает в чем-то сломать стереотипы, где-то раскрыть глаза на очевидные вещи, а в целом, шире взглянуть на развитие северных регионов и строить прогнозы.

Лидерство за Ямалом признали практически все исследователи. Они убеждены, что арктическую зону нужно осваивать за счет инфраструктурных проектов федерального значения. Таких, как порт Сабетта, развитие Северного морского пути, строительство железных дорог Надым-Салехард и Бованенково-Сабетта.

Важнейшие инвестпроекты на Ямале делают округ основным драйвером в Арктике. Но чтобы темпы сохранить, а еще лучше - увеличить, в регионе должна быть создана нормальная инфраструктура. Ее отсутствие - это преграда для развития многих проектов.

«Подходим к добытчикам и говорим: когда будете осваивать новый проект? Отвечают: Когда вы подведете дорогу. Идем в РЖД: когда построите дорогу? Они: когда они нам подтвердят добычу. И так можно бесконечно. Необходимо усадить всех за стол, договориться и подписать необходимые документы», - считает Дмитрий Артюхов, заместитель губернатора ЯНАО.

Сейчас РЖД готовится к реализации совместного проекта «Северный широтный ход» на принципах государственно-частного партнерства. Это будет первая концессионная железная дорога со времен дореволюционной России. Магистраль свяжет западную и восточную части округа, соединив Северную железную дорогу со Свердловской. Это приведет к развитию территории. А там рукой подать и до ветки Бованенково – Сабетта.

«Так получилось исторически, что наша арктическая звездочка - проект «Ямал СПГ» в порту Сабетта, оказалась отрезана от сети железных дорог в 170 километрах. Абсолютно незначительное расстояние в масштабах страны. Необходимо достроить эти 170 километров. И тогда порт Сабетта станет интегрированным в единую систему железных дорог страны», - пояснил Дмитрий Артюхов.

Порт Сабетта. Прямиком из Поднебесной, через Берингов пролив сюда доставили завершающие модули для третьей линии завода по сжижению природного газа. За 20 дней они прошли по маршруту Северного морского пути. Но мало их доставить, нужно их еще и правильно выгрузить. Процесс выверен до мельчайших деталей.

«Между палубой и низом модулей есть расстояние, и в эту нишу под модулем заходит специальные тележки. Их по разному называют, кто гусеницей, кто сороконожкой. С помощью гидравлики эта тележка приподнимается, упирается в низ модуля, поднимает его на палубой, а после этого начинает медленно спускаться на наш причал по специально проложенным мостикам», - пояснил Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта «Ямал СПГ».

Затем эта конструкция отправляется на площадку завода, где для нее подготовлено основание. В этом конструкторе все детали должны быть собраны четко. Природный газ поступает сюда с Южно-Тамбейского месторождения. Топливо поэтапно очищается от примесей, затем попадает в криогенный теплообменник. Здесь-то оно и сжижается. После чего его доставляют по эстакадам в резервуары для хранения. Их всего 4. Объем каждого 160 тысяч кубометров газа. Как только накопится товарная партия, СПГ отсюда перекачивают в танкер.

96 процентов еще не добытого голубого топлива уже проданы. Покупатели в основном из Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Для транспортировки ямальского СПГ на вервях Южной Кореи построят 15 танкеров газовозов. Первый из них – «Кристоф де Маржери» - уже сделал пробный заход в порт Сабетта в марте этого года. Этот газовоз способен проходить во льдах толщиной более двух метров. Его мощность сопоставима с мощностью атомных ледоколов.

Ямал СПГ – проект международный. Такой интерес к проекту во многом обусловлен его местоположением. На Ямале и Гыданском полуострове сосредоточены огромные ресурсы природного газа. Себестоимость добычи одна из самых низких в мире.

Первая линия завода будет введена в эксплуатацию уже в конце этого года. Эксперты утверждают, что с полномасштабным запуском завода «Ямал СПГ», Россия займет 10 процентов мирового рынка газа. А Северный морской путь побьет все исторические рекорды по грузопотоку. Сейчас, когда принято инвестрешение по будущему проекту на Гыданском полуострове «Арктик СПГ 2», специалисты обещают удвоение грузовой базы. Все это позволит сделать Северный морской путь по настоящему горячим.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика