Итоги большого педсовета: какой станет школа будущего в городах и селах Ямала?

Этнокультурное образование, говорят ямальские специалисты, переходит в стадию эволюции. Оно началось с проекта «Кочевая школа», которое было призвано нести знания юным тундровикам, на родных просторах без вывоза ребятишек за пределы стойбищ.

Сегодня это направление охватывает детсады, школы-интернаты и колледжи. Разрабатываются учебные комплексы, обустраиваются школьные этнопарки, внедряются профильные предметы и организуется практика на предприятиях ямальского агропрома. Но пока ученики из сельской глубинки и тундры все же отстают по уровню знаний от городских.

«В городе, конечно, больше возможностей для дополнительных занятий с репетиторами, в том числе с посещением различных кружков, дворцов спорта, бассейнов и так далее. То есть вы сами понимаете, что в сельской малокомплектной школе, вряд ли это будет доступно. Наша задача – максимально сделать так, чтобы выровнять качество предоставления образовательных услуг», - говорит Григорий Лымар, начальник отдела регионального развития департамента образования ЯНАО.

Юным ямальцам стараются дать качественное образование и при этом не отрывают их от исконных корней. Опыт Ямала в этнопедагогике взяла на заметку гостья из Якутии. В свою очередь поделилась опытом в организации экспериментальной школы-интерната для одаренных детей. Это своего рода гимназия для юных северян, причем единственная в стране.

«К нам приезжают дети из разных регионов: Амурской области, Красноярского края, Хабаровского края. Конкурс, конечно, в нашу школу достаточно высокий, желающих обучаться достаточно. Ну и конечно, как говорится, это элита Севера. Дети наши поступают в различные учебные заведения, как высшего, так и средне-специального образования», - рассказывает Мария Руфова, директор экспериментальной школы-интерната «Арктика», Республика Саха (Якутия).

В год проектных решений на Ямале использован проектный подход и в сфере образования. Он определяет, как будет развиваться отрасль до 2020 года. Выделено 5 приоритетных направлений, помимо этнокультурного образования, развиваются школа ступеней, или разделение звеньев; рабочие кадры для Арктики; открытое образование, то есть доступность услуг дополнительного обучения и развития; модель этнокультурного образования; а также цифровая школа.

Благодаря цифровой школе сегодня почти во всех образовательных учреждениях на каждого ученика приходится 1 компьютер. Журналы и дневники уже давно в сетевых городах. И даже питание в столовой предоставляется с помощью электронных технологий. И они продолжают все глубже проникать в школы.

На выставке представлены предметы, которые имеют прямое отношение к проекту цифровая школа. Медиатехнологии, робототехника – это то, что сегодня позволяет образовательным учреждениям идти в ногу со временем и воспитывать будущих инженеров.

Цифровое образование сегодня специалисты называют многослойным – от уроков информатики до нового мышления. При этом модой на цифровые профессии предлагают сильно не увлекаться, но и недооценивать их нельзя. Простые задачи вскоре будут выполнять роботы.

«Массовый бег в сторону цифровых профессий отчасти продиктован сегодняшним днем, но я думаю, что он будет снят. Поэтому, если это предугадывать, то я думаю, что важнее идти по пути чисто человеческих потребностей. Искусственный интеллект неконкурентоспособен», - считает Михаил Кушнир, член правления Лиги образования.

Заглянуть в будущее предлагают всему общему образованию. На совещании говорили о том, что сфера должна начинаться с результата, к которому нужно поэтапно следовать. Так устроены именно стандарты профессионального образования, где четко обозначен набор практических навыков, который в итоге должен быть освоен обучающимся.

«Профессиональные стандарты отличаются от стандартов общего образования. Они устроены иначе. Там до сих пор фигурируют не результаты, а условия, требования к ним. Под эти требования можно подвести любые результаты, понимаете? Поэтому сейчас идет пересмотр этих стандартов», - пояснил Ефим Коган, профессор Федерального института развития образования (Приволжский филиал).

Федеральные государственные образовательные стандарты подразумевают и индивидуальный подход к детям. Составляется учебный план. Ребенок выбирает предметы, которые ему необходимы для поступления в ВУЗ, учебно-исследовательские и внеурочные мероприятия. А учитель выступает не просто как рассказывающий педагог, а в роли наставника.

Стандарты нового поколения уже дают хорошие результаты в Новопортовской школе-интернате. Педагоги отмечают - успеваемость детей растет. Сформировать интеллигенцию в селе не простая задача. Из 342 учеников Новопортовской школы только у 4-х оба родителя с высшим образованием.

«Необходимо было поднять престиж образования, получения профессионального образования, чтобы у детей было желание ехать получать хорошее образование, а для этого естественно нужны хорошие знания, а чтобы получить хорошие знания нужен труд», - отметила Светлана Черкашина, директор Новопортовской школы-интерната им. Л.В. Лапцуя.

У ямальских школ свои особенности. Например, в Новом Уренгое в некоторых классах большинство детей - мигранты и им плохо дается русский язык. Сложности перевода есть и в обучении юных коренных северян. Но на совещании педагогов не просто поднимали проблемы. А обсуждали, что делают для их решения сами учреждения.

Как оказалось, помимо разделения на большие и маленькие, сельские и городские, есть школы «тонущие» и «борющиеся». Среди секретов успеха – высокие ожидания, или уверенность учителя в высоких результатах каждого ученика, условия работы и квалификация кадров.

«Педагоги в этих школах – это ключевой фактор. Как привлечь в эти школы квалифицированных педагогов, как включить педагогов действующих в программу профессионального развития, как найти учителей наставников, менторов? Вот этот блок вопросов очень важен для того, чтобы школа боролась и побеждала», - сказал Сегей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ.

Будут ли побеждать ямальские школы, увидим уже в новом учебном году. Как и развитие пяти ключевых проектов. Возможно к 2020 году ямальское образование докажет свою эффективность по всем направлениям. А благодаря этому совещанию сделан большой шаг навстречу результатам.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика