Жизнь после язвы: о дальнейшей судьбе ямальских тундровиков
Сегодня, когда вспышка инфекции локализована, новых эпизодов падежа оленей и заражения людей нет, а карантинная зона признана чистой, главная тема – дальнейшая судьба ямальских кочевников. Ведь пострадали сотни человек. Многие потеряли все свое имущество.
Сейчас оленеводы обустраивают новые стойбища и налаживают быт. Торопятся – лето уходит, близится время больших забот. Нужно будет переводить стада к зимним пастбищам, да у оленей осенью начинается гон – в этот период за беспокойными животными нужно еще тщательнее присматривать. И до нового учебного года – считанные дни. В общем, хлопот и переживаний – достаточно. Но, главное, жизнь продолжается.
Маршрут вертолета подробно расписан по карте. И вот за иллюминатором – первое стойбище. Здесь поставлено уже более десятка новых чумов. Еще несколько – пока в работе, осталось натянуть брезент. Малыши беспечно резвятся возле тундровой стройки. Для них события последних недель - вертолеты, переезды, незнакомые люди – не более чем приключение. А вот для их родителей все было куда серьезней. Большинству из них свой быт придется налаживать с нуля.
Губернатор и районное руководство здесь, чтобы убедиться – жизнь в ямальской тундре продолжается. Из зоны заражения вертолетами были эвакуированы около 400 кочевников. На их новый быт из окружной казны выделено 90 миллионов рублей. Куплено и передано хозяевам более 60 «чумовых» комплектов. В соседнем стойбище – пока еще даже не стойбище, а временном лагере – вовсю кипит работа.
О пережитом оленеводы говорят с неохотой – тяжело, да и некогда.
С Яр-Сале прилетели, мы там были. Нас туда взяли. Обследовали, больные или нет. Жили в интернате там, нас поместили. Потом сюда, сделали прививки и сюда.
Здешний «палаточный» быт Ольга Худи, мать четверых детей, экстремальным не считает. Для жизни есть все – печка, дрова, кухонная утварь, спальные принадлежности – подушки и теплые одеяла. Запас продуктов – на месяц вперед.
«В первое время, когда мы прилетели, мы самые первые прилетели сюда – никого нет, ничего нет, мы думали, вообще забыли, наверное, здесь! А потом вертолет прилетел и все привез. То, что надо короче. Чайники, чашки, тарелки. Так вот сейчас уже привыкли, все привозят потихоньку», - вспоминает Ольга Худи.
Людей, конечно, волнует их имущество. После экспертизы Роспотребнадзора некоторые вещи признаны чистыми, и их не надо уничтожать. Это элементы жилищ и нарты – священная для кочевника вещь, семейная реликвия. После обязательной санобработки хозяевам вернут 180 тундровых саней.
«Мы глубину этой проблемы ощутили, когда поняли, что и нарты должны, по идее, сжигать. Для них это нечто гораздо большее, как самая дорогая вещь для нас в жизни. И договорились. Хорошо, что это все получилось, дополнительные силы привлекли для дезинфекции, для глубокой обработки, и максимально деревянные изделия все-таки мы сохранили», - говорит Дмитрий Кобылкин, Губернатор ЯНАО.
В Тазовском районе продолжается массовая вакцинация оленей. Переносной корраль в Адерпаютинской тундре был смонтирован в кратчайшие сроки. Рассчитан он на три тысячи голов. Первую партию – 300 животных – пригнал местный частник Валерий Яптунай.
«Сказали, что в Ямальском районе пошла «сибирка», вот и оповестили нас, что будут проводить дезинфекцию оленей. Мы уже заранее знали», - сказал Валерий Яптунай, оленевод-частник.
«Вакцина вводится подкожно оленю в заднюю треть шеи. При этом надо работать ни в жаркое, ни в холодное время, и соблюдать все правила введения ее подкожно, чтобы не было поствакцинальных осложнений», - пояснил Юрий Гультяев, начальник Тазовского отдела ГБУ «Новоуренгойский центр ветеринарии».
По данным на конец недели, в Тазовском районе привито уже более 42-х тысяч животных. В Приуральском – 29 тысяч. В Надымском районе - 1800. Но больше всего – около 136 тысяч животных – получили прививку в Ямальском районе. В целом по округу вакцинировано более 200 тысяч оленей. Более ста тысяч – только за последнюю неделю. Ветеринары работают в режиме нон-стоп.
Ямальским специалистам помогают коллеги из соседней Югры, Тюменской области и Красноярского края. Всего на этот год в плане иммунизации – около 400 тысяч животных. В округ поступило 700 тысяч доз вакцины. Оставшиеся перейдут на следующий год. Ветеринарная служба сейчас решает ряд проблем, связанных с эффективным применением вакцины.
«Там, где есть коррали, где-то нет корралей, где-то нужны переносные коррали. Где-то по климатическим условиям, по погодным условиям мы можем провести в одно время, в другое время. Нам представляется сейчас, что это будет достаточно гибкий график, и сегодня мы пытаемся согласовать с разработчиками вакцины сроки применения ее», - сообщил Андрей Листишенко, руководитель Службы ветеринарии ЯНАО.
Кроме того, в округе не прекращается иммунизация населения. Прививку от сибирской язвы получили уже около 12 тысяч человек. В инфекционном отделении окружной больницы остаются 8 человек, среди них 6 детей. Ожидается, что домой их отпустят и отвезут уже в понедельник.