Ямальские хромиты могут стать палочкой-выручалочкой для металлургической промышленности России

Важнейшие стратегические проекты Ямала сегодня – это завод СПГ в Сабетте, строительство железной дороги Бованенково – Сабетта, развитие морского порта. Но есть не менее серьезные отрасли экономики, за счет которых можно существенно увеличить рост промышленного производства в регионе. В сокровищницах Полярного Урала хранятся хромовые руды, золото, нефрит и другие богатства. Поднимать их трудоемко и дорого, потому в помощь добытчикам – региональный законопроект о промышленной политике, уже принятый в первом чтении. Инициатива своевременная.

В прошлом году индекс промышленного производства на Ямале вырос на четыре процента. Для кризисного времени – это существенно. И в регионе решили поддержать предприятия, которые готовы и дальше наращивать темпы диверсификации экономики. Помочь в этом должен новый закон автономного округа о промышленной политике.

«Этот закон по своей сути призван создать инфраструктуру поддержки. Именно в этом проекте закона закрепляется понятие промышленного кластера, в этом проекте закона закрепляется понятие индустриального промышленного парка. Именно в этом проекте закона предусматривается такая форма сотрудничества между государством и компаниями, как специальный инвестиционный контракт, - поясняет Дмитрий Жаромских, председатель комитета по промышленности, природопользованию и экологии Законодательного собрания ЯНАО. - Главная задача, которую мы видим перед этим законом, принятом в первом чтении - это определить перспективные и адекватные местным условия направления поддержки экономической деятельности».

Если с нефтегазовыми компаниями и строительными фирмами ямальская власть уже давно нашла общий язык и целеустремлённо переводит взаимодействие с ними в русло государственно-частного партнёрства, то стимулировать освоение подземных кладовых Полярного Урала ещё толком никто не пробовал. А ведь все предпосылки для этого есть.

Дефицит хромитов у российских предприятий сейчас составляет порядка миллиона тонн в год. Поэтому хромовые руды Полярного и Приполярного Урала, ресурсы которых оцениваются в 914 миллионов тонн, могут стать настоящей палочкой-выручалочкой для металлургической промышленности страны.

Сегодня в горном массиве Рай-Из разрабатываются новые горизонты хромитовых штолен. Челябинский электрометаллургический комбинат даже прикупил для этого технику, которую сюда удалось доставить в начале марта.

Для работы в условиях вечной мерзлоты техника закупается самая надёжная. Здесь бок о бок трудятся и европейские погрузчики, и российские Уралы, и самосвалы международной фирмы «Ивеко».

Состав специалистов, работающих вахтовым методом в штольнях месторождения Центральное - интернациональный. Не каждый профессионал выдержит двенадцатичасовые смены в ледяных пещерах арктического региона. «С 2006 года работаю здесь, уже десятый год пошел! Здесь хорошо платят! А у нас поменьше», - рассказывает Фазел Султангулов, машинист обособленного структурного подразделения горнодобывающего управления ОАО «ЧЭМК».

Планы у Челябинского электрометаллургического комбината на хромиты Полярного Урала – на десятки лет. Альтернативы здешним месторождениям в России сейчас практически нет.

«Мы возобновили проходку и готовим второй блок к добыче. Этот блок уже будет отрабатываться в рамках всего проекта большой шахты, который сейчас разрабатывается одним из московских институтов. - говорит Владислав Гиске, начальник обособленного структурного подразделения горнодобывающего управления ОАО «ЧЭМК». - Где-то на сентябрь месяц планируется проведение государственной экспертизы этого проекта».

Добывать хромиты в заполярных горах непросто. Руду до железной дороги, например, приходится доставлять в несколько приёмов. Но даже такие транспортные препоны выгоднее, чем закупать руду там, где брали её раньше в Казахстане. Ведь после распада Советского Союза, в соответствии с классическими правилами рынка, цена на казахстанские хромиты достигла мировых цен и даже превысила их. Поэтому и разрабатываются в любимом ямальцами Рай-Изском горном массиве новые километры штолен.

Сырьё, поступающее с Ямала в печи челябинских металлургов, содержит более сорока процентов хрома и не требует обогащения. Но когда такие качественные запасы истощаться, необходимо будет подготавливать руду до отправки на комбинат, чтобы не возить сотни тонн пустой породы за тысячи километров. «В ближайшее время, конкретно – в 2017 году, начнется строительство обогатительной фабрики здесь, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за поселком Харп», - сказал корреспонденту ГТРК «Ямал» Владислав Гиске.

Готова ли ямальская власть включиться в уже налаженный процесс добычи хромитов? И возможно ли с помощью нового закона стимулировать разработку других месторождений Полярного Урала?

«Известно, что на Полярном Урале - вся таблица Менделеева. Сегодня у нас в основном на хромитах сосредоточена вся добыча. – отмечает Дмитрий Жаромских, председатель комитета по промышленности, природопользованию и экологии Законодательного собрания ЯНАО. – В то же время известно, что есть и запасы золота на Полярном Урале, есть нефрит. Есть другие, востребованные во всём мире ископаемые, которыми можно было бы заняться».

Итак, в законопроекте предлагается создать региональный фонд развития промышленности, применять специальные инвестиционные контракты, развивать индустриальные технопарки. Насколько актуальна такая поддержка для реального производства, мы с вами выясним совсем скоро: по наличию или отсутствию в регионе новых рабочих мест, товаров и продуктов.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика