Фонды музея Шемановского раскрыли тайну сохранения истории
Все новое – это хорошо забытое старое. Порой диву даешься, как экспонаты, дошедшие до нас из глубины веков, дожили до наших дней и находятся в отличном состоянии.
Елена Сафонова заглянула в фонды музея Шемановского и узнала тайны сохранения истории. Маленькая бирочка с номером 12 – как метрика о рождении. Этот экспонат одним из первых появился в фондах музея. Он во второй десятке из 60 тысяч. Красный кафтан с золотым позументом – полюбил не только его бывший хозяин - обдорский старшина Паевол Нырмин. Отрез ткани, на который, пожаловал ему сам государь российский. Царский подарок пришелся по вкусу и моли.
«Когда он костюм парадный свой хранил у себя дома, с молью в то время видимо не боролись. Пришлось бороться современникам. Поэтому он нам уже достался поврежденный», - рассказала научный сотрудник отдела музейных фондов МВК им.Шемановского Наталья Шкуринская.
Сколько раз прожорливое насекомое садилось на кафтан – можно сосчитать по заплаткам, видны они только с изнаночной стороны. С лицевой так называемую дублирующую ткань совсем незаметно. Свежий вид гардеробу 19 века придали специалисты Свердловского музея. Правда некоторые следы бытования с красного сукна не сошли. Чтобы вывести чернильные пятна, пришлось бы применять слишком сильную химию, а её столетняя ткань могла и не выдержать.
«Он был человек значимый, наверное, писал документы какие-то. Чернильное пятно было невозможно удалить. Предполагают, что он просто вытирал перо свое подмышкой. Наверно, некогда было ему, работы много было», - говорит заведующая реставрационной мастерской МВК им. Шемановского Елена Ковальчук.
Опять же у свердловских специалистов побывал и еще один экспонат, уже из художественной коллекции. Картина Ивана Истомина «Ленин на Ямале». Сюжет с исторической личностью, конечно, нафантазирован. Но остался в вечности. Вождь мировой революции и тундровый пролетариат помолодели. Полотно было порванным, рама была самодельной из попавшихся под руку реек, краска посыпалась.
«Из-за конструктивных недостатков рамы, полотно было подвижным, поэтому из-за динамики, произошло осыпание краски. Теперь прочно полотно натянуто, и этих колебаний не происходит», - отметил реставратор мастерской МВК им. Шемановского Сергей Питухин.
Теперь – это полноценный экспонат. Вообще к жизни в этом году вернули 100 предметов. Некоторые уже экспонируются на выставке «Мангазея» кожаная обувь, лапти, фрагменты тканей. А также металлические предметы – ножницы, ножи. Все работа мастеров ханты – мансийского музея. Вывозить собственные экспонаты, конечно, дорого, но шаг вынужденный. У нас просто нет специалистов, практикующихся например, на восстановлении художественных полотен, металла или таксидермистов. А на работу с любой вещью должен быть допуск в виде специального образования и технического оснащения. Реставраторы музея Шемановского, а их всего двое - работают в основном над реабилитацией коллекций археологии и палеонтологии.
«Сейчас с этими коллекциями мы уже работаем в меньшей степени, потому что у нас появилась у самих возможность такая. Раньше, когда не было реставрационной мастерской, все делалось в Екатеринбурге», - - сказала заведующая реставрационной мастерской МВК им.Шемановского Елена Ковальчук.
Чтобы попасть в список на очередь в реставрацию – нужно иметь весомый аргумент, не очень хорошее состояние не всегда главный из них. Вещь – будь то книга, или береста, должна представлять, прежде всего, особенную историческую ценность. Или уникальность для данного региона. А на совесть выполненная работа, продлевает жизнь таким вещам, как минимум вдвое. Ведь сохраняя историю, нужно смотреть в будущее.