На форум в Салехарде возлагают надежды многие северные народы. В этот раз речь пойдет о вепсах
В Салехарде готовятся к международному форуму коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России – он будет идти до 23 марта. О чем болит голова коренных, исконных жителей, как им сегодня живется?
Далекое село Рыбрека. Это в Карелии. Населенный пункт - сам по себе старинный памятник культуры народа вепсы. И как раз с культурой здесь явные проблемы. В месте, где ее должны развивать и нести в немногочисленные массы – в Рыбреке меньше 500 жителей – посетителям не рады. Дом культуры для них попросту закрыт.
«Раньше было очень весело, даже если у нас не было такой музыки, как сейчас, пластинки играли, концерты были постоянно, а теперь и идти некуда, молодежи идти некуда, может быть, из-за этого они большее время или где-то пиво пьют или на остановках тусуются», - посетовала Валентина Миронова, жительница села Рыбрека.
Хотя признаки жизни в здании видны. Сегодня чистят снег с крыши. Недавно поменяли окна, говорят, даже был косметический ремонт. Да и здание не старое по местным меркам. Но культура в селе умирает, грозя потянуть за собой и традиции этого небольшого северного народа. Официальная версия проблемы – в клубе нет отопления. Более реальная – всеобщее безразличие.
«Надо сделать что-то с клубом. Единственное поселение, в котором не было на Новый год вообще ничего. Холодный клуб открыли бы, люди и в холодный пошли», - считает Ольга Хоцкевич, жительница села Рыбрека.
Едем дальше. Еще одно историческое поселение вепсов на берегу Онежского озера. В Шелтозере больше тысячи человек. Местное здание дома культуры – это бывшая церковь и пристройка. Стоят на старинном погосте. Двери болтаются, окна открыты. Когда в 2010 году сельский клуб закрыли – не отвечал требованиям пожарной безопасности – даже не хватило денег на консервацию здания. За 7 лет оно так обветшало, что теперь легче построить новое.
«Мы со своей стороны обратились в Министерство культура РФ. Они предлагают нам разработать проектно-сметную документацию и включиться в программу развития сельской культуры в 2018 году, чем мы сейчас и занимаемся», - пояснила Ирина Сафонова, глава Шелкозерского вепского поселения.
Как минимум до этого времени культурным пространством будет делиться сельская школа – здесь и учатся и поют хором на вепском. Силами нескольких энтузиастов стараются сохранить то, что осталось. Зинаида Строгальщикова – председатель общества вепсов региона. За национальную культуру она бьется давно – обила много порогов.
«Я думаю, что помочь можно только, выделив специальное финансирование, другого способа нет. Или организовать народную стройку – это тоже невозможно, потому что там нужны большие средства. Вот эти все решения по урезанию средств на культуру – это все происходит из федерального центра, даже не из местного, это все федеральные органы власти так решают, что эту сельскую культуру можно бросить просто на население», - говорит Зинаида Строгальщикова.
Теперь активистка поедет в Салехард на восьмой съезд Ассоциации коренных народов. Эта проблема будет озвучена среди многих других, с которыми сталкиваются малочисленные народы большой страны. И может быть там для вепсов, число которых стремительно падает, наконец, откроется нужная дверь.