Воспитать новых хранителей национальной культуры - главная миссия кочевого образования. Но тундра по-прежнему пустеет

Сегодня специалисты говорят, что этнокультурное образование вышло за рамки кочевой школы. Созданы методические рекомендации, новые учебники, школьные этнопарки и многое другое. Но новый учебный год начинается с повторения пройденного материала, а потому нужно вспомнить о тех целях и задачах, с которых начиналась эта уникальная модель обучения. Ведь они не изменились до сих пор.

Воспитать кочевников, хранителей национальной культуры и традиций своего народа - вот главная миссия кочевого образования и, в частности, школы Анны Неркаги.

Летом на моторной лодке и квадроцикле, зимой на снегоходе. Вот так 3 раза в неделю кочевой учитель Сергей Неркаги добирается на работу. 15 километров по тундре и вот дом, где живет один из двух его учеников - четвероклассник Вова. В учебный день бывает по 3-4 урока. Сейчас по расписанию литература и сказки Ершова.

«Те же предметы, только у нас немного сокращенная программа, три раза в неделю ездим. А так ничем не отличается, те же знания получают дети», - говорит Сергей Неркаги, кочевой учитель начальник классов.

Большой плюс – все внимание педагога направлено только на одного ребенка. Все остальное, как и в обычной школе. Есть итоговые и четвертные контрольные. Но даже без свидетелей, учитель не подсказывает своему ученику, для его же пользы.

В свободное от учебы время Вова помогает родителям – таскает воду, заготавливает дрова. Юные тундровики с малых лет помогают родителям вести хозяйство. Да и материнское сердце спокойно, когда дети рядом.

Сергей Неркаги представляет одну из моделей кочевого образования – разъездное учительство. Другая модель - когда педагоги забирают учеников с собой.

Летом школьный чум стоял недалеко от лагеря. В конце сентября учительских оленей пригонят к этому месту. А уже в октябре преподаватели начнут каслать вместе со своим стадом. А с ними отправятся в путь и в новый учебный год 2 второклассника и 2 детсадовца.

Кочуя вместе с семьей учителей, дети осваивают не только общеобразовательную программу, но и навыки выживания в тундре. Есть уроки про комаров, содержанию оленей и оленегонных собак. В общем, им прививают знания, необходимые для дальнейшей жизни в условиях Крайнего Севера.

«У нас нет невест, у нас нет молодежи вообще. Вся молодежь находится в городах. Что они там в городах делают? Кто-то получает образование, идет работать. Кто-то выходит замуж и сидит в городе. А тундра пустеет. Перво-наперво, кочевое образование идет для того, чтобы обратно привить традиционный образ жизни людей», - рассказывает Анна Лаптандер, кочевой учитель начальных классов.

Третья модель образования – полустационар. Он находится в православном лагере. Сегодня математику ведет отец Арсений. У него есть педагогическое образование. Напомним, священнослужитель недавно переехал на «Землю надежды» на постоянное место жительства. Теперь учительство - одна из многочисленных миссий монаха. В будущем он собирается вести факультативные занятия по основам религии. Отец Арсений говорит, что юные тундровики – особенные дети в особых условиях. И подход к ним нужен соответствующий.

«Без доверия здесь никуда, потому что ребенка, получается, отдают, и ожидается определенный результат от учителя, как от педагога и как от священника. То есть здесь и пример личный и знания, которые выдаются. Конечно, это доверие, а как еще? И я чувствую, что должен детей научить», - говорит Иеромонах Арсений (Дангаев).

Эти три модели кочевого образования на «Земле надежды» действуют в основном для детей начальных классов. С 5 по 9-й дети учатся в школе Анны Неркаги в Лаборовой. Детский сад также разделен на полустационар и кочевой. В чуме девчонки играют в куклы, и убаюкивают их в национальных люльках, расставляют оленей, нарты и играют в каслание.

«Они должны помнить, что есть еще национальные игры, как олени деревянные, во что играли наши предки, чтобы эти игры не забывались, чтобы они передавались из поколения в поколение», - сказала Надежда Неркаги, учитель начальных классов.

Сегодня перед школой Анны Неркаги стоит новая задача – воспитать менеджеров по экотуризму. Это направление на Ямале становится все более популярным. Кто же лучше кочевников покажет туристам тундру и расскажет о Крайнем Севере.

«Даже самая маленькая школа, находящаяся на своей территории, обязана быть беременна своими кадрами сама. Я не могу сказать, что мы насытили всю наше тундру кочевыми учителями, просто другие части нашей земли пока не готовы работать так. Вот когда кочевое образование станет не только нашей заботой, нашей болью, но и болью системы нашей, всего педобразования, педагогики всей российской, то мы вернемся к воспитанию кочевых учителей, потому что кочевые учителя будут нужны этой земле», - поведала Анна Неркаги, руководитель этностойбища «Земля надежды».

Развитие кочевого образования в округе началось именно с Лаборовой и «Земли надежды». Сегодня такие школы и детсады появляются по всему региону. Изучить опыт ямальских коллег решили делегаты из Москвы, Санкт-Петербурга , Якутии и Финляндии. В течение 2 дней они знакомились с особенностями организации кочевых учреждений Пуровского района. Малыши проводят в садике 5 часов, также играют в национальные игры, знакомятся с окружающим миром, участвуют в праздниках по ненецким традициям.

«Когда дети в младшем возрасте покидают родителей и живут, и учатся в чужом поселке с чужими детьми. Это очень болезненно дети принимают. Очень долго нужно проходить адаптацию. А здесь, с родителями, родственниками, со своими сверстниками, в своем мире жить, понимаете, это дорогого стоит», - отметила Виктория Шумилова, главный специалист отдела Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).

В будущем эти дети будут заниматься оленеводством и рыболовством, передавать из поколения в поколения свои навыки и знания. Когда тундровики оседают в городах и поселках, часто они утрачивают связь с родной землей. Так забываются культуры, языки и целые народы. Кочевое образование направлено на то, чтобы все это сохранить.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика