В Тюменской области доят и разводят ямальских осетров
С высокого берега Иртыша, где расположился Абалакский монастырь, территория рыборазводного завода видна как на ладони. 29 летних и пять зимних прудов, а также хозяйственные постройки занимают территорию почти в 60 гектар.
Когда-то этого было мало для воспроизводства осетровых, ведь каждое предприятие и каждая артель были обязаны добывать «царь-рыбу» для этих целей. Сегодня большая часть водоемов пустует. Единственное предприятие, на которое уповают местные специалисты - аксарковский рыбозавод. Ежегодно ямальские рыбаки отправляют сюда краснокнижную рыбу. Но с каждым годом улов все меньше. На этот раз добыча рыборазводного завода за два месяца экспедиции – 5 самочек и ни одного самца.
Путешественницы хоть и обессилели за 20 дней пути до места назначения, но даже втроем справиться с одной самкой осетра мужчинам не просто. Прежде всего, из-за веса. Самая маленькая весит больше 30 килограмм, самая большая в этой партии - 60. Кстати, возраст осетров определяют по весу. Один килограмм – один год. Наши героини уже давно достигли половой зрелости и вынашивают потомство.
Раны новичков обрабатывают марганцовкой. Процедура неприятная, но необходимая, равно как и чипирование. С этой меткой осетрам предстоит жить столько, сколько определено свыше, благо с недавних пор их после выдаивания икры не уничтожают, а выпускают обратно в реку. Еще одна традиционная процедура – карантин в бассейне. Здесь, в течение нескольких часов, осетры должны акклиматизироваться.
На период зимовья осетры зарываются в грунт и засыпают. За это их иногда сравнивают с медведями. А вот весной они подвергаются тем же процедурам, что и крупный рогатый скот. То есть им вводят препарат, предназначенный для коров. В конце мая самок вылавливают и вводят препарат, стимулирующий процесс выдаивания икры. Таким же образом поступают с самцами, молоками которых икра оплодотворяется. Затем материал инкубируется - икринки превращаются в личинку, затем - малька. И только после того, как молодь подрастет, её отправляют в реку. А уж там – кому как повезет. Судя по тому, как сокращается поголовье осетра – везет меньшинству.