Ученые побывали в отдаленных ямальских стойбищах, где подробно опросили кочевые семьи о проблемах тундровой жизни

Образование, медицинская помощь, связь с внешним миром. Все это в условиях кочевой жизни становится настоящей проблемой. На этой неделе сотрудники научного Центра изучения Арктики вернулись из экспедиции по Ямальскому району. Ученые побывали в отдаленных стойбищах, где подробно опросили 88 кочевых семей. Вопросы анкеты касались всех сторон тундровой жизни.

За 18 дней двое сотрудников Научного центра проехали по тундре полторы тысячи километров. Маршрут проходил вдали от зимников, в самых труднодоступных местах полуострова Ямал. Ехали не зря - в поселке Сеяха удалось встретиться с оленеводами, кочующими у пролива Малыгина и на острове Дровяном. Трудности дороги с лихвой компенсировало общение с людьми, готовыми выстоять очередь, чтобы рассказать о наболевшем.

«Жизнь кочевника сосредоточена на потреблении биологических ресурсов. Сегодня нельзя оленеводство рассматривать в отрыве от рыболовства либо от охотпромысла. В этом плане у оленеводов нет возможности. Федеральное законодательство говорит о том, что нужно хранить оружие в помещении, в комнате и в сейфе, прикрепленном к стене. В чуме нет ни сейфа, ни стенок соответственно», - говорит Сергей Зуев, младший научный сотрудник ГКУ ЯНАО Научный центр изучения Арктики.

Проблема огнестрельного оружия для оленеводов уже давно вышла за рамки отдельно взятой территории. О ней говорят уже не только на всем российском Севере, но и в Государственной думе. У ямальских парламентариев давно готовы местные поправки к закону федеральному.

«Вот, допустим, получение разрешений, прохождение учебы, нужно обязательно это все-таки сделать, а вот хранение – тут я вижу один из способов. Чтобы не ящики, вот эти сейфы были, а чтобы обязательно коренные в чумах хранили свое оружие в зачехленном виде и разобранном виде», - считает Марат Абдрахманов, председатель комитета по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Заксобрания ЯНАО.

Новые правила коснутся только охотников, ведущих традиционный образ жизни. Подтвердить такой статус в настоящее время невозможно. Необходим реестр аборигенов. О нем много говорят, но пока закон о создании списка коренных тоже в стадии разработки. Его очередное рассмотрение состоится в Москве 28 апреля. Возможно, что тогда и будет поставлена точка в уже готовом законе. А значит, многие вопросы будут решаться быстрее. Но далеко не все.

«Оленеводы высказывают свое мнение, что на определенных маршрутах каслания нужны ФАПы, т.е. в тундре, когда они находятся там», - пояснил Сергей Зуев, младший научный сотрудник ГКУ ЯНАО Научный центр изучения Арктики.

В департаменте здравоохранения отвечают – открыть фельдшерско-акушерские пункты на всех факториях не позволяет другой федеральный закон.

«ФАПы – они организуются для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и располагаются в сельских населенных пунктах. А фактории не относятся к населенным пунктам и являются местами временного пребывания людей, которые ведут кочевой образ жизни», - объясняет Мария Захарова, начальник отдела организации медицинской помощи и развития здравоохранения департамента здравоохранения ЯНАО.

Помощь на факториях все же есть, по экстренному вызову туда может прилететь бригада санитарной авиации, там же проводятся и плановые медосмотры. К сожалению, на путях выпаса оленей в Приуральской тундре до самого Карского моря такая фактория только одна. А дальше, если нет спутниковой связи, то лучше уже не болеть.

Поговорить с оленеводами Приуралья нашей съемочной группе удалось случайно. Родители четверых учеников Белоярской школы-интерната, уже готовились к отъезду в стойбища. После Дня оленевода они специально задержались в поселке, чтобы забрать детей в тундру. Приехать за ними в мае, в конце учебного года, возможности уже не будет.

«Дело в том, что мы сейчас каслаем на Север, я приехать не смогу. Там переправа закроется, реки потекут, мы же, как говорится, в суровых условиях живем, может приехать не сможем. У нас транспорта нет быстроходного, а на оленях с детьми далеко ехать», - посетовала Наталья Окотэтто, жительница Приуральской тундры.

В интернате маму не поддержали, детей забирать отговорили. Строгий мониторинг и всероссийские проверочные работы, которые с этого года стали обязательными, проводятся вплоть до конца мая. Учителя жалуются - уезжая раньше положенного, дети не успевают освоить сложную школьную программу. А главное – за многочисленные пропуски учеников школу могут и лицензии лишить. Кочевым родителям напоминают о законе и крайних мерах.

«Фактически родитель, который увез ребенка до окончания учебного года, он подпадает под статью неисполнения обязанностей родителя, как раз-таки по обеспечению образования ребенка. Начинается все с предупреждения, заканчивается - 500 рублей и 1500, 2000 - в зависимости от частоты повторений, тяжести нарушений. А мы знаем, что у некоторых родителей до 5-6 детей», - рассказывает Илья Коноплев, директор школы с. Белоярск.

В общем, констатируют ученые, у оленеводов Ямала вопросов и проблем пока намного больше, чем решений и ответов. И неважно, в какой части Ямала они сегодня кочуют - эти проблемы надо решать и чем скорее, тем лучше. Подробные результаты этой экспедиции Научный центр изучения Арктики обещает опубликовать к марту будущего года.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика