Творцы России просят вернуть мат в литературу и кино
Российские писатели, издатели и режиссеры просят вернуть им право на творческий мат. Представители интеллигенции, в отличие от государства, не видят в крепком словце ничего предосудительного.
Если, конечно, использовать его уместно и с умом. На работе редакции главной окружной газеты апрельский закон 2013 года не сказался никак. Работники СМИ - народ законопослушный, но и до официального вето на нецензурную лексику непечатным словом газета не грешила. «Нецензурное словцо может сорваться с уст, но вряд ли может сорваться с ручки или клавиатуры, есть корректоры, есть редакторы», - говорит главный редактор газеты «Красный Север» Алексей Снегирев.
За нечаянное или умышленное ругательство грозят предупреждение и штраф. А второго случая просто не будет - отзовут лицензию. Роскомнадзор твердо запретил 4 матерных слова. Чтобы не попасть под собственные санкции, цензурное ведомство самих слов деликатно не называет, зато дает им недвусмысленное описание. Цитируем: "...Нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы".
Через пару месяцев правила новых приличий добрались и до деятелей российского искусства. Очень скоро те взроптали и все эти строгости попросили пересмотреть. Речь тут вовсе не о полном возвращении мата в кино и театр. Протест касается исключительных случаев, когда художнику позарез нужна реалистичность или экспрессия.
Гениальный режиссерский ход принадлежит Алексею Салтыкову, когда зритель не слышит ни слова, но о чем говорит главный герой в художественном фильме «Председатель» - понимает отлично. Сейчас фильмам, в которых есть нецензурная брань, просто не выдадут прокатного удостоверения. Без купюр их можно будет смотреть только по кабельному и спутниковому ТВ, или на международных фестивалях. Показательный пример - «Левиафан» Андрея Звягинцева, автор позволил себе нецензурную лексику. Главный аргумент противников языковой цензуры – «это допустимо, когда к точно к месту». «Я знаю все эти слова, знаю, как они произносятся, как пишутся, я спокойно их читаю в книге. Потому что я понимаю, это факт языка в литературе. То, что меня выводит из себя – это бытовая матершина», - поделилась автор программы «Говорим по-русски», радио «Эхо Москвы» Марина Королёва.
К крепким выражениям обращаются не только современные художники. Еще в документах Петровской эпохи можно на много чего интересного наткнуться, да и Пушкин в Борисе Годунове – согрешил, А Шлохолов - в Тихом Доне. А что уж говорить о писателях 20 века – Веллер, Ерофеев, Бродский. Да, и на страницах современных книг мат встречается довольно часто.
Наталья Цымбалистенко – автор спецкурса по нецензурной лексике. По ее мнению, правильно пользоваться матом умеют только интеллигентные люди. Ведь применять мат для усиления мыслей и говорить на нем по скудости словарного запаса – вовсе не одно и то же. «Я разговаривала со многим издательствами, они сказали, что согласны заплатить штраф за неисполнение, но нарушать и вторгаться в творческие замыслы автора, если это талантливое произведение – они не хотят. Но есть и другие случаи - народ наш матерится и некрасиво матерится. Это шариковы! Шариковщину надо изгонять», - считает доктор филологических наук Наталия Цымбалистенко.
Так можно или нельзя?! На самом деле, проблема не в мате, а только в уровне нашей культуры. И без всяких запретов нормальный человек не станет ругаться и рассказывать «взрослые» анекдоты при детях, сбережет их уши от «соленых» частушек, в кино и с телевизором не забудет о разумном возрастном цензе. По мнению лингвистов, очередной запрет «сверху» в реалиях России ожидает судьба сухого закона в Америке: нельзя ни капли, а все вокруг навеселе.