Тревожная ситуация на реке Мордыяха. Как инспекторы пытаются спасти ценные виды рыб
Ямальские реки, особенно нерестовые, до сих пор остаются объектом особой охраны. Не смотря на отдаленность и труднодоступность некоторых из них, инспекторы биоресурсов отправляются в рейды и проверяют опекаемую территорию. На этот раз специалисты отправились на реку Мордыяха.
Тысячи километров по суровому северному бездорожью, утопающему в снегах, преодолеть совсем непросто. Но работа есть работа, и инспекторы заказника «Ямальский» берут на абордаж это непростое путешествие. Для того, чтобы добраться до места назначения без потерь, управлять вездеходной техникой должен опытный шофер, настоящий штурман своего дела.
«За рулем уже более 20 лет я. На «Треколах» третий год. А объездил практически весь Север, Сеяха - самый дальний. Главное, чтобы все было с собой и люди хорошие ехали с тобой, вот самое главное», - считает Алексей Корнеев, водитель ГКУ «Служба биоресурсов ЯНАО».
На этот раз главная цель инспекторов контроль на одной из нерестовых рек Ямальского района. В поисках нехороших рыбачков и охотников, спасатели природы Ямала патрулируют реку Мордыяха. Периметр огромен. Площадь свободного бассейна - 8350 тысяч квадратных метров. Река Мордыяха двумя рукавами впадает в Карское море. Рыбачить здесь строго запрещено, потому что эта река является нерестовой. Тем не менее, сети здесь буквально повсюду.
Внимание хранителей заповедной территории именно к этой реке приковано особенно. Сегодня эти места действительно нуждаются в строгой охране и защите. Все дело в том, что здесь обитает вид муксуна, который занесен в Красную книгу.
«Реке Мордыяха уделяем особое внимание, она входит в территорию Ямальского заказника. Здесь обитает популяция муксуна, который занесен в Красную книгу. Также здесь ловится омуль, наваги и другие виды рыб, которых вылавливать запрещено», - говорит Сергей Попов, начальник государственного биологического заказника «Ямальский».
Всего на Ямале есть три водных объекта, где рыбалка строго запрещена. Это озеро Большое Щучье, река Кара и Мордыяха. Круглый год на этих акваториях очень строгие ограничения по вылову. Ловить могут только коренные малочисленные народы севера и то, при наличии квот, только разрешенные виды, записывая все в специальный журнал, и только капроновыми сетями. Что касается лесковых сетей, то при их обнаружении немедленно должны быть приняты меры: сети ликвидируется, а их владелец попадает в розыск, как только браконьер установлен его ждет уголовная ответственность.
«Тут вопрос ответственности достаточно серьезный. Потому что, законодатели считают, что незаконное рыболовство в этот период и на данном водном объекте, несет за собой высокую степень общественной опасности. Поэтому, кроме наших инспекторов, нарушителю, скорее всего, придется общаться и с органами дознания», - предупреждает Андрей Рубашин, начальник отдела государственного контроля по рыболовству ЯНАО.
В настоящее время ситуация с поголовьем рыбьего стада на Мордыяхе действительно тревожит. Численность сиговых значительно сократилась еще в 90-х годах. Тем не менее, нерадивые рыбаки продолжают истреблять ценный вид и перекрывают реку браконьерскими сетями. Уголовная ответственность их, судя по всему, не пугает. Река полноводна, прилегающие территории огромны, места нелюдимы и малопроходимы, а под каждым сугробом и кустом инспектора не посадишь. Но на этот раз вся рыба попавшая в сети - живая. А потому, главная задача инспекторов успеть ее спасти.
«В основном попадаются лесковые сети, а рыбу, которая попадается, отправляем обратно в воду. Лесковые сети запрещены правилами рыболовства», - рассказывает Сергей Чмелев, начальник ГКУ «Служба биоресурсов ЯНАО».
Работы на Мордыяхе действительно хватает. Только за один рейдовый день удалось спасти 46 особей омуля, 12 налимов, 4 щекура, а главное - 7 особей исчезающего мордыяхинского муксуна. Живую рыбу инспекторы тут же отпустили в «свободное плаванье». Рейды в отдаленных уголках Крайнего Севера будут продолжаться и впредь. Всех конечно не поймаешь и всю рыбу не спасешь, но даже несколько уцелевших особей дадут потомство стаду белорыбицы, которой когда-то на всю страну и весь мир гремел Ямал. Если бренд начали спасать, значит его спасут, рано или поздно.