То нет билетов, то погоды. Особенности авиасервиса в ямальской глубинке
Добираться до райцентра и обратно у жителей поселений Тазовского района получается непредсказуемо, как в лотерее. Чаще везет тем, кто свои авиабилеты покупает заблаговременно.
А вот спонтанные поездки могут обернуться многосуточным ожиданием в условиях, далеких от комфорта.
Находкинская почта – место в селе популярное. Сюда приходят не только за корреспонденцией, но и за авиабилетами. Сейчас продажа на рейсы в Тазовский, как и в другие поселения района, открыта за месяц до вылета. Находкинскому пассажиру вояж в районный центр и обратно обходится примерно в 2,5 тысячи рублей. Улететь можно дважды в неделю. «По вторникам у нас 5 мест положено, потом по пятницам у нас 7 мест, а бывает – мы и по 7, по 12 человек отправляем», - пояснила начальник отделения почтовой связи села Находка Марина Яр.
Елена Яптунай – путешественник опытный, до Тазовского и обратно ездить приходится часто. Рассказывает: ключевым для успешной поездки является слово «заранее». Иначе места может не достаться. «Из Тазовска очень тяжело добираться, иногда билетов не бывает. Билетов не хватает, берут только на 2-3 человека, - рассказывает пассажир Елена Яптунай.
За 9 месяцев этого года авиакомпания «Ямал», которая занимается регулярными пассажирскими перевозками в северные поселения и обратно, перевезла уже 6400 человек. Выполнен 171 рейс, причём пятая часть из них - дополнительные. На субсидирование авиаперевозок выделено более 31-го миллиона рублей бюджетных ассигнований. Благодаря такой поддержке пассажир оплачивает чуть меньше половины себестоимости билета. Кстати, по данным тазовских чиновников, последнее удорожание авиабилетов – на 10% произошло в сентябре прошлого года. «Запланировано как в 2013, так и в 2014 году основное количество рейсов - 164. Но в этом году добавили в план количество дополнительных», - сказал директор тазовского филиала ООО АК «Ямал» Михаил Чухланцев.
Этим утром в аэропорту авиакомпании «Ямал» не протолкнуться. Антипаютинцы, гыданцы, находкинцы, взрослые и дети… Одних только пассажиров до Гыды, говорят, скопилось 25 человек. Некоторые сидят в ожидании уже неделю. Нет погоды, чтобы улететь. «Каждый день мы приходили сюда рано утром, каждый день ждали до 2-х, до 3-х часов утра, вчера до 4.10 ждали. А вообще проблема с покупкой билетов у нас существует в Гыде, потому что мы не можем, когда едем в отпуск, купить билеты. Мы занимаем очередь, даже ночуем в аэропорту», - рассказывает о проблеме жительница села Гыда Ольга Николайчук.
Продажа билетов открыта всего за месяц до вылета – крайне неудобно, говорят люди. Впрочем, сейчас их больше беспокоит другое – в ожидании рейса приходится кочевать по райцентру. В лучшем случае – по знакомым, в худшем – по весьма недешёвым тазовским гостиницам. «У нас не аэропортовый комплекс, гостиниц именно при авиакомпании нет. Есть в посёлке гостиницы, но я думаю, всех пассажиров они разместить не смогут. Рядом есть столовая, люди ходят, питаются. Авиакомпания не оплачивает», - говорит директор тазовского филиала ООО АК «Ямал» Михаил Чухланцев.
Когда подрастёт уровень сервиса для пассажиров, руководитель авиакомпании сказать не берётся. А расти, между тем, нужно.
Сегодня в Тазовском ждут также проведения торгов, победитель которых будет осуществлять авиаперевозки по северным направлениям в 2015 году. Торги состоятся до конца декабря. Какой будет цена авиабилетов неизвестно, главное, что район по-прежнему готов дотировать пассажирские перевозки в северном направлении.