Как создавалось ямальское радио. Полвека на страже эфира
В этом году первому ямальскому радио исполняется 50 лет. Тем, кто стоял у истоков - было нелегко. Тогда не было современной техники, да и молодым журналистам приходилось работать методом проб и ошибок. Ламбиных три для многих людей стало не просто местом работы. Здесь вершились судьбы.
Теперь уже ржавая старая техника, когда-то соединила два нежных юных сердца. Поэтому так трепетно смахивает пыль с железяк Александр Хабаров. На уже одряхлевшем магнитофоне, почти 40 лет назад, работать его учила тогда еще будущая жена.
Сегодня вспоминают те самые первые уроки профмастерства. Время пролетело, а руки до сих пор помнят.
Сначала были отечественные МЭЗеры, которые доставили сюда в Салехард с конвейера Московского электромеханического завода, потом им на смену приехали венгерцы – СТМы 200 Б. И те, и другие отпахали лет по 15, еще столько же простояли без дела. Время никого не щадит. Запустить ретро-технику чете Хабаровых сегодня так и не получилось. Не сохранилось ни одной пленочной бабины. А ведь до цифровой эпохи только с ними и работали. За неделю в эфире прокручивали по 2 километра ленты. «Я вообще не предполагала, что смогу работать на радио, у меня даже в мыслях такого не было», - вспоминает ветеран редакции радиовещания ГТРК «Ямал» Марьям Хабарова.
Ни о радийной карьере, ни о служебном романе 17-летняя Марьям не мечтала. Но это случилось, и именно здесь. Историю знакомства родителей их младшая дочь Лиза знает давно. Сегодня она сама здесь трудится - в месте, где родилась её семья. Но её знакомство с радийными коридорами началось задолго до этого. «Я хорошо помню стишки: Лиза – Лизавета, я люблю тебя за это … Конфетки, шоколадки всегда дарили, и естественно, родители работали допоздна, и я тоже здесь часто бывала среди этой техники», - рассказывает её дочь, корреспондент службы радиовещания ГТРК «Ямал» Елизавета Хабарова.
Марьям попала на радио сразу после школы, в 1970 году. Прошла путь от машинистки до специалиста по связям с собственными региональными корреспондентами. Но большая часть трудового стажа - это звукооператорская работа. Пришлось и диктором побывать, специально для нее коллеги придумали программу «В три часа по полудню», и это были прямые эфиры. «Читала объявления, потом ставили музыкальные заявки жителей округа. Пока письмо читаешь, в это время звукооператоры ставят какую-нибудь песню. И пока она звучит, начинаешь быстро готовиться к следующей заявке. Так и выходили мы в прямой эфир», - делится Марьям Хабарова.
Место работы Марьям Хабарова до пенсии ни разу не сменила. Такому постоянству отчасти благодарна своему супругу. Работать много лет бок о бок было легко. Александр Хабаров – мастер на все руки. Это коллеги заприметили быстро. Своими силами раньше делали почти все: строили, ремонтировали технику, устанавливали аппаратуру. Его рук дело - окно между студией и звукорежиссерской в здании ГТРК «Ямал». Он же придумал, как обеспечить одновременно и хорошую звукоизоляцию и качественную акустику в очень маленьком помещении, отведенном для студии. «В связи с тем, что помещение очень маленькое, нужно было, чтобы акустика была не как из бочки, а чтобы звук возвращался отраженный. Вместо звукопоглощающих материалов, брали ячейки от яиц и обрабатывали ими стены», - придается воспоминания начальник производственно-технического отдела ГТРК «Ямал» Александр Хабаров.
Четверо детей и шестеро внуков. Жизнь большой и дружной семье подарили два этих человека. Они нашли друг друга на первом ямальском радио. Династия Хабаровых на Ламбиных, 3 продолжается. Пока на всех у них 70 лет общего семейного радиостажа.