Будущих докторов Ямала будут растить со школьной скамьи
Округу по-прежнему нужны хорошие доктора. Это чувствует на себе едва ли не каждый пациент ямальских больниц и поликлиник. Но давняя кадровая проблема не решена до сих пор. Приезжим специалистам нужно жилье, достойная зарплата и нормальные условия работы. Гарантировать им все это местное здравоохранение пока не в силах. Поэтому будущих докторов Ямала решено растить буквально со школьной скамьи.
На партах - пробирки, реактивы, и образцы почвы. На доске задание для учеников 8-го класса. Цель лабораторной работы – определить, чья земля плодородней. Ребята фильтруют, химичат и делают заключение: раствор мутный – урожая не жди, выпал осадок – почва что надо. Много лет такие классы называли химико-биологическими. Теперь они часть программы начальной профориентации. Такое углубленное изучение химии, по мнению педагогов, полезно для будущих медиков. «Когда мы обращаемся в различные больницы, поликлиники, мы постоянно сталкиваемся с проблемой нехватки кадров. Мы понимаем, что эти кадры сюда на Север в далекие регионы не очень охотно едут. Лучше всего воспитывать медицинские кадры здесь, на месте», - считает директор школы №3 города Лабытнанги Владимир Пасушенко.
Больница в Лабытнангах инициативу поддержала, и для будущих докторов организовали специальные факультативы, практические занятия на реальных пациентах. Николай согласен довериться маленькому ассистенту. «Кто притронется к моему телу – будет большой медицинский светило», - шути пациент Николай. Дети смеются, а мужчина объяснил, что недавно ему удаляли камни в почках. После операции на теле остались рубцы. Полина накладывает повязки и ничуть не смущается. «Первый раз пробую. Все понравилось. Вообще хочу пойти на ветеринара, так как нравятся животные», - говорит юный доктор Полина Куцепалова.
На Аллее славы той же третьей школы висит портрет Ангелины Снохиной. 10 лет назад она тоже сидела за этими же партами, на практике училась перевязывать раны. Окончила школу, отучилась в мединституте и вернулась домой дипломированным эндокринологом. Сейчас она помогает жителям Лабытнаног бороться с одной из самых острых проблем Севера - сахарным диабетом. «Детям пока просто показывают что такое медицина и с чем они примерно столкнуться. Если им сейчас начать объяснять – эффекта от этого будет мало. Мы когда пришли нам тоже четко и ясно не объясняли, нам показывали. Все показывали на примерах», - рассказывает врач-эндокринолог Ангелина Снохина.
Такие же классы открыты сегодня в Надыме и Тазовском. После их окончания учащемуся выдается специальный сертификат. К сожалению, при поступлении в вуз эта бумага бесполезна. А вот в Новом Уренгое к будущим выпускникам отнеслись серьезней. Готовится четырёхсторонний договор сотрудничества с Тюменской Медакадемией. «Если все-таки молодой человек или девушка решают, что они хотят быть врачами после окончания школы и успешной сдачи ЕГЭ, и если говорить о преференциях в медицинскую академию, да они определенные будут», - подтвердил директор департамента здравоохранения ЯНАО Николай Винокуров.
Целевые федеральные места для ямальских выпускников там уже выделены. Но главная проблема в другом – Ямал медиков готовит, вкладывает в это немалые деньги, но возвращаются на Север далеко не все. С этого года все изменится. Новые поправки к договору гласят: не хочешь работать в округе – верни ему деньги, вложенные в учебу. Между тем, на Ямале сейчас все интересней. Молодым специалистам - единовременное пособие в 100 тысяч рублей и на три года ежемесячный бонус в 8 тысяч рублей. Несмотря на все это, дефицит кадров остается. На сегодняшний день в системе здравоохранения округа полтысячи штатных вакансий.