В Салехарде проходит премьерный показ фильма «Белый ягель»
В Салехард приехал «Белый ягель». Фильм, снятый по одноименной повести ненецкой писательницы Анны Неркаги, творческая группа картины накануне представила ямальским журналистам.
А сегодня в кинозале окружного центра национальных культур состоится открытый показ для всех желающих.
Он спустился в зрительный зал. Погас свет, и у всех побежали мурашки. На экране символика самого известного киноконцерна страны - «Мосфильм». Смотреть кино, зная, что рядом его же создатель – это ощущения особенные. Как окажется позже, не только для зрителя. Режиссер смотрит сверху на свое детище, и каким-то шестым чувством у соседей по креслу ищет знаки одобрения, непонимания, бунта – в общем всего того, что обычно сопровождает любую ожидаемую работу.
«Зал все время разный. Но после картины у людей наступает, состояние, которое мне очень нравится. Значит картина доходит. По-разному – кому-то ближе одно, кому –то другое», - говорит режиссер фильма «Белый ягель» Владимир Тумаев.
На первый взгляд, это история о любви. Но еще и о выборе. Главном – перед которым рано или поздно встает каждый человек. Нет раскрученных медийных актеров, спецэффектов и лихо закрученного сюжета. Все просто, как и есть, но не в нашей суетной жизни, а в той, где время измеряется другими величинами, а люди живут другими ценностями.
У этого фильма, могло многое сложиться по – другому: название, сюжет, режиссер. Но все дороги привели к «Белому ягелю» и Владимиру Тумаеву. Продюсер Светлана Дальская – никогда не скрывала, что сначала загорелась повестью Анны Неркаги «Молчащий», а режиссером - хотела видеть Владимира Меньшова. Он заинтересовался, но отказался – из-за занятости в нескольких других проектах. Зато посоветовал Тумаева. С такой рекомендацией было не страшно. Но сложно. Это первый игровой фильм, снятый в реальных условиях Арктики.
«Режиссер действительно поставил условие, что я буду снимать либо в натуральной среде, либо я отказываюсь от проекта. Вы можете себе представить, режиссер отказывается от проекта. То есть предложение все это удешевить и снять в павильонах Мосфильма не происходило», - рассказывает генеральный продюсер Светлана Дальская.
Трудности ожидались, но съёмочная бригада все равно «въехала». Север испытывал на прочность и характер технику и людей. Владимир Меньшов не нашел в себе сил отказаться совсем, поэтому все таки стал художественным руководителем. Как сам говорит – такая миссия «ледокола» - идти впереди всех пробивать, клянчить, уговаривать. В общем несмотря на официальные титры, принимать совсем нехудожественные решения. Даже снять заграницей, например, в Финляндии, что рассматривалось как вариант, было бы и дешевле, и проще. Очень помогли местные жители – жили в их чумах, снимали в их стойбищах, и использовали их как массовку. Даже ягушки и малицы снимали с себя.
«Я считаю, что это лучшая порода, которую вывело человечество - северные люди. И очень счастлив, что мы про них сделали эту картину», - говорит художественный руководитель фильма «Белый ягель» Владимир Меньшов.
Откровение откровений. «Моя жизнь разделилась «до» и «после» «Белого ягеля», - скажет Владимир Тумаев. Это та полярная вещь, планка - которой уже дальше художник будет мерить все другие предложения.
«Она меня утвердила в том, что нужно сейчас выбирать те проекты, которые будут непроходными, а этапными. Для себя, для меня самого. Я теперь оглядываюсь на эту работу и рассматриваю предложения», - сказал режиссер фильма «Белый ягель» Владимир Тумаев.
На первом официальном показе – не было Анна Неркаги, а ведь по мотивам двух ее произведений написан сценарий. Поговаривают, что писательница посетит вечерний показ сегодня. А её мнение - это первый вопрос, который задают режиссеру. Сам он только в реальных условиях жизни ненцев понял, почему они говорят: « В тундре любви нет, есть продолжение рода». Он понял для себя. Теперь решать зрителю. Почему именно «Белый ягель» не дает забывать каждому из нас, откуда мы родом.