Профессия нарасхват. Региональную систему образования проанализировали эксперты
Региональная система профессионального образования на этой неделе подверглась экспертному анализу. Обсуждать сильные и слабые стороны обучения в колледжах и техникумах съехались специалисты из разных городов и районов округа. В помощь им – коллеги из Екатеринбурга и Москвы. Преимущество среднего образования в том, что оно может идти нога в ногу с экономикой региона - быстро реагировать на перемены и обучать только тем специальностям, которые реально нужны здесь и сейчас. В прямом соответствии с запросами рынка труда уже сейчас обучаются 58% будущих ямальских специалистов. Собравшиеся всерьез обсуждали схему обучения «на заказ». Когда колледж или училище ориентируется на потребности конкретных работодателей.
Галина Анагуричи - учащаяся первого курса многопрофильного колледжа. На этом занятии она вместе с будущими коллегами учится делать внутримышечные инъекции. Через 4 года Галина станет дипломированным фельдшером и вернется в родной Овгорт. В колледже ей нравится. «На высшем уровне образование. Здесь все есть, как вы видите для обучения и обучение бесплатное, а это один из самых важных плюсов», делится впечатлениями учащаяся 1 курса медицинского отделения ЯМК.
В многопрофильном колледже учитывают специфику территории. Медики отправятся работать в сельских фельдшерско-акушерских пунктах. Артисты, художники, косторезы будут развивать культуру народов Севера. А педагоги кочевых школ смогут прямо в тундре обучать детей аборигенов. Директор колледжа уверен, что его ученики вполне конкурентоспособны на современном рынке труда. «Не хватает специалистов, у которых есть начальное и среднее профессиональное образование, и в этом очень большой дефицит. Колледжи как раз призваны, чтобы эту диспропорцию устранить, поскольку юристов и экономистов сейчас много, а найти хорошего сантехника, хорошего резчика по дереву – сложно», - говорит директор Ямальского многопрофильного колледжа Игорь Трясорука.
В рамках стратегии развития округа до 2020 года, образовательным учреждениям предложено внимательно следить за развитием ямальской экономики и ее кадровыми потребностями. Ямал примет активное участие в освоении Арктики, ему понадобятся специалисты для работы в новых условиях и с новыми технологиями. Существующая система образования к этому не готова. Но колледжи и училища уже нацелены на перспективу.
Профессия судоводитель становится все более актуальной. Уже сейчас трудоустройство выпускников ЯМК составляет 100 процентов. С открытием порта Саббета, потребность в таких специалистах возрастет. В новом учебном году здесь начнут готовить техников-судоводителей. Студенты научатся управлять судами морского класса.
Ямал уже разделен на 3 научно-образовательных комплекса с центрами в городах Салехард, Новый Уренгой и Ноябрьск. В каждый комплекс входят несколько учреждений начального, среднего и высшего образования, плюс заинтересованные в новых кадрах предприятия. На севере округа нужны специалисты по добыче полезных ископаемых и этнотуризму, на востоке надо развивать сельское хозяйство и нефтегазовый комплекс, на юге – сферу ТЭКа и электроэнергетики. Кроме того, отдельным учебным заведениям поставлены дополнительные задачи - например, ямальскому многопрофильному. «По многим специальностям проводится подготовка, но мы им поручили за три года сделать проект, обустроить его и привести в штатный режим по подготовке кочевых учителей. Другому учреждению мы поручили разработать систему ремесленничества, которой до сих пор у нас не было на Ямале», - рассказывает директор департамента образования ЯНАО Ирина Сидорова.
Ноябрьск тоже стал экспериментальной профплощадкой. Программа “электронный колледж” стартовала там в 2011 году. Автоматизирован процесс управления, налажен электронный документооборот с партнерскими организациями. Учебники в электронной форме, вэбинары, семинары, разработка собственных обучающих материалов – и это далеко не полный список удобств виртуального коллежда.
Но главной темой совета стало все же качество образования. Существуют различные системы мониторинга. Можно оценивать уровень самих выпускников, отдельные программы, учреждения, сферу образования в целом. Но они все равно не дадут достоверной картины. Общественные рейтинги тоже могут быть субъективны. По мнению специалистов, эти показатели позволяют понять направление и перспективы развития. Но основным критерием качества кадров всегда будет спрос на рынке труда.
13 % окружных выпускников ежегодно проходят кадровую сертификацию, поэтому вместе с дипломом они получают и реальное приглашение на работу. По мнению экспертов, работодателям необходимо тесней сотрудничать с учреждениями, чтобы учителя знали, как именно готовить будущих работников. Этот принцип нужно закрепить и на федеральном уровне. С крупными организациями, например из сферы ТЭКа, существуют соглашения. Малый и средний бизнес пока заявок не подает. «Вообще я бы формировал контингент системы профобразования исключительно по заказу работодателей. Исключительно! Потому что когда мы просто набираем детей без каких-то гарантированных перспектив и дальнейшего трудоустройства, мы не только дезориентируем и выбрасываем на ветер годы их жизни, но мы еще и деньги выбрасываем, деньги налогоплательщиков», - отмечает председатель совета профессионального образования УрФО Александр Кузнецов.
В этой ситуации особенно интересен западный опыт, когда работодатель заранее вкладывает деньги в подготовку будущих сотрудников и следит за “своим” учеником с самого начала его обучения. Пока в округе подготовка кадров осуществляется в рамках регионального заказа - в 2012 году он составил 2 тысячи 15 человек. Такой заказ позволяет несколько сократить выпуск невостребованных специалистов, ежегодно пополняющих центры занятости новыми безработными.