Приключения газового конденсата. Мощности Пуровского ЗПК увеличились вдвое
После расширения сырьевой базы Пуровского завода по переработке газоконденсата, его мощности увеличились вдвое. С помощью современных технологий завод производит особый продукт, в котором заинтересованы и отечественные, и зарубежные потребители.
В 2005 году Пуровский завод по переработке газового конденсата открыл новую эру экономического развития Ямала. Таких крупных перерабатывающих производств в округе до него просто не было.
«Конденсат, который поступает с близлежащих месторождений к нам, поступает на склад. И уже со складов идёт к нам на переработку. Из него получается стабильный газовый конденсат, который приходит на склад и цистернами увозится – потребителю», - сообщил Александр Смолин, заместитель начальника производства Пуровского ЗПК.
По еще советской экономической схеме углеводородное сырье, добытое на Крайнем Севере, вывозят и продают в других местах. На Пуровском заводе доказали, что его переработка на месте добычи намного выгодней.
«Мы на нашем производстве получаем крупнотоннажный продукт – самый крупнотоннажный продукт – это стабильный конденсат. И широкую фракцию углеводородов. В настоящий момент у нас имеется помимо прочего получать из широкой фракции углеводородов, индивидуальный углеводороды. Такие как пропан, бутан и пропан-бутан технический. Причем, наши установки позволяют получать эти газы экспортного качества», - говорит Сергей Васильев, заместитель начальника производственно-технического отдела Пуровского ЗПК.
Проектная мощность этого самого северного в стране завода по переработке конденсата – 11 миллионов тонн в год. Но спрос на его продукцию настолько велик и в России, и за рубежом, что в прошлом году здесь переработали более 12 миллионов тонн.
Оборудование на заводе самое современное. Как и на любом химическом производстве, требования к безопасности труда здесь максимальны.
«Ситуации, безусловно, случаются. Но оборудование, в принципе, очень надежное. И имеется очень много степеней защиты. В том числе и противоаварийная защита», - объясняет Павел Казанцев, сменный инженер производства по переработке газового конденсата Пуровского ЗПК.
Сырье поступает на предприятие по двум трубопроводам - собственности компании «Новатэк». А готовую продукцию потребителям отправляют с местной железнодорожной станции. Рельсовый терминал буквально напичкан уникальными технологиями. Составы по наливной эстакаде, например, перемещаются в автоматическом режиме, без помощи локомотивов. В работе на железнодорожной станции могут быть одновременно задействованы более полутора тысяч цистерн.
«Здесь происходит быстрее налив в железнодорожные цистерны, потому что здесь на каждом пути имеется по две наливные трубы. То есть сюда качают более мощные насосы. Происходит всё в автоматическом режиме», - рассказывает Вячеслав Христенков, товарный оператор Пуровского ЗПК.
Но на этом приключения газового конденсата, добытого в Арктике, только начинаются. Практически весь объем стабильного газового конденсата, производимого на Пуровском ЗПК, поставляется железнодорожным транспортом на комплекс в Усть-Луге. Там он превратится в нафту, авиакеросин, дизельное печное и судовое топливо.
«Основное направление отгрузки – это у нас «Усть-Луга Ойл», на станцию Лужская Октябрьской железной дороги. Но также мы осуществляем загрузку и отправку вагонов на станцию «Комбинатская». Сейчас есть направление на экспорт в Финляндию», - говорит Алексей Круглов, начальник станции «Заводская».