На ямальской «Земле надежды» наконец появился собственный монах
На «Земле Надежды» наконец появился собственный монах. Здешние жители ждали его еще с тех пор, как завершилось строительство местного храма Святого Архангела Михаила. Отец Арсений приехал на Север из Знаменского мужского монастыря в Абалаке, что под Тобольском.
Впервые за долгое время над «Землей надежды» - колокольный перезвон. Его слышно даже в горах. Храм, стоявший сиротой, словно ожил. Местные прихожане торопятся на святую молитву.
Раньше на «Земле Надежды» стояла только маленькая часовенка. Но потом случился пожар, внутри все сгорело. Уцелела лишь икона Архангела Михаила. Через год после пожара здесь начали строить большой, новый храм. И, сочтя случай с иконой чудом или даже знамением, ему дали имя Святого Архангела Михаила.
Первая служба отца Арсения в православном лагере совпала с праздником Крещения. Готовились к этому событию неделю. Чтобы отогреть храм, за ночь в «дизеле» сожгли 600 литров солярки. Обогреватели работают без остановки. Батюшка смеется – в ватнике и валенках служить ему еще не доводилось.
Большинство прихожан этого храма – дети. Чтобы им было понятней, во время молитвы батюшка делает паузы – и на русском объясняет значение некоторых слов. Дети внимательно слушают. По другому и быть не может: растят их здесь в духе истинного православия.
«У них вера, даже и у коренных народов, она вера детская, чистая. Им что-нибудь скажешь: «вот сегодня в алтаре – у тебя обязанность следить за кадилом, чтобы оно всегда было горячее, и там был уголь» - все, это для него был закон. Только я посмотрел, а он уже смотрит, дует, горит – не горит», - говорит иеромонах Арсений Донгаев.
После службы в храме отец Арсений с юным помощником обходит стойбище. Святой водой окроплен и каждый дом, и вся техника - чтобы не ломалась - и даже местные куры. Чтобы лучше неслись.
«Много чего значит, особенно для храма. Он хоть не будет пустовать. Кто-то будет следить за ним, ходить периодически туда. Мы то в алтарь не заходим, нам нельзя, а так - он будет освещать какие-то праздники, больше будем узнавать», - сказал Дмитрий Корман, гость православного лагеря «Земля надежды».
Священнослужителя с постоянной пропиской здесь ждали давно – с момента закладки храма. Дело сдвинулось с мертвой точки полтора года назад после визита на «Землю Надежды» Патриарха Кирилла. Причем, принципиально, это должен был быть монах. Ненецкая писательница Анна Неркаги считает: «Здесь за весь Ямал и даже за всю Россию должна раздаваться молитва монаха. Не священника. Вы знаете, священник молится, а второй половиной своего сознания думает о своей жизни, детях, а молитва монаха - совсем другая молитва».
За неделю миссионерства отец Арсений тут уже освоился. Его скит поставлен в сторонке, вокруг тишина. Гости сюда не заглядывают. Обстановка в келье по-монашески скромная: кровать, печка да красный угол. Для чтения и молитв большего и не надо. В Лаборовую отец Арсений приехал пока только на месяц. Как будет дальше – на то, как водится, воля Божья да согласие обеих епархий.