На Ямале закончилась российско-американская экспедиция
Потепление климата вот уже ни один год волнует ученых разных профилей. Изменения температурного режима влияют на многие сферы. А Арктика – своего рода индикатор этих процессов.
В этот раз на Ямал прибыли американские ученые российского происхождения. Их задача – изучить лиственницы, не столько сами деревья, сколько скорость их распространения.
Оказалось, что они буквально захватывают землю. Но что плохого в том, чтобы на скудном на растительность Севере, вдруг образовались хвойные леса?
Из кузова «Урала» ученые разгружают десятки килограммов оборудования: инструменты и будущие мачты научных стационаров. За несколько дней здесь нужно установить 4 вышки по 14 метров в высоту. Мачты проведут тут ни один год, поэтому укрепить их надо добротно. В качестве основания, как ни странно, идеально подошли брусья старого научного склада.
На каждой вышке 12 различных датчиков. На поверхности и под землей будут измерять температуру, влажность, осадки.
Все это нужно, чтобы следить за процессами в природе, вызванными потеплением климата. А то, что Арктика теплеет, причем вдвое быстрее, чем остальной мир – факт уже неоспоримый. Чувствительней всего на любые изменения реагирует растительность.
Еще 30 лет назад в этой местности была голая тундра, трава, мох, кусты и несколько одиноко стоящих лиственниц. Теперь это уже лес и он будет становиться только гуще. А вот насколько интенсивно деревья разрастутся – один из вопросов, ответ на который как раз ищут ученые.
Теория ученых из двух американских университетов такова: из-за потепления климата разрастаются деревья. А большее число деревьев способствует еще большему потеплению. Получается, замкнутый круг.
«Большие вопросы сейчас стоят в науке, собственно говоря, что происходит? Сопротивляется ли поверхность или же наоборот помогает изменениям климата. Вот наша гипотеза такова, что появление растительности помогает климату стать теплее. Верно это или нет, мы не знаем», - говорит Валерий Иванов.
Вся информация будет записываться на логер – специальный носитель в конструкции мачты. Раз в год данные будут забирать. Для первых выводов надо всего несколько лет – местная лиственница при хорошей погоде вырастает до 60 сантиметров в год. Вся ямальская тундра деревьями не покроется точно. Но вот уплотнение лесов – то, чего стоит опасаться даже за пределами арктического региона.
«Этот ответ на температурный фактор биологической массы, ее рост, большая плотность и так далее, она в свою же очередь стимулирует потепление, протаивание грунта 27,22 +27,35 вот в этом регионе и, естественно, это окажется эффектом в глобальном масштабе», - говорит Алексей Шешуков, профессор университета Канзаса, США.
На прошлой неделе мачты установили в предгорье Полярного Урала. Сейчас в Приуралье – на границе тундры и лесной зоны. Похожие эксперименты ставят в зарубежной Арктике – Скандинавии, Канаде, на Аляске. Ямал – единственное место в России, где реализуется этот проект.