Мнение: крупные инфраструктурные проекты в Арктике сократят отток населения с Крайнего Севера
Эксперты считают, что миграционная убыль людей на Крайнем Севере ставит под сомнение долгосрочные перспективы развития АЗРФ. Все надежды – на инфраструктурные проекты, связанные с освоением Севморпути: «без них русскую Арктику не поднять»
Крупные инфраструктурные проекты, связанные с освоением Севморпути, должны помочь сократить отток населения из российской Арктики. Такое мнение выразил автор телеграм-канала СМП, который посвящен теме экономической и политической жизни АЗРФ.
«Более благоустроенные городские агломерации вытягивают население с сельских территорий. И если в других регионах это оборачивается отъездом жителей в их административные центры, то житель АЗРФ, если уж собрался переезжать, нередко попросту меняет регион на более благоприятный для жизни. Вся надежда на крупные инфраструктурные проекты, связанные с освоением Севморпути. Без них русскую Арктику не поднять», – говорится в сообщении.
Читайте также: Пять тысяч пустующих квартир: численность населения Воркуты стремительно сокращается
Комментарий стал ответом на пост анонимного канала в социальной сети Telegram НЕЗЫГАРЬ, в котором говорится, что отток населения из девяти арктических регионов России ставит под сомнение долгосрочные перспективы развития этих территорий и требует корректировки политики на региональном и федеральном уровнях.
НЕЗЫГАРЬ ссылается на предварительные итоги переписи населения, которые показывают отрицательную динамику. По всем регионам, пишет он, наблюдается миграционная убыль на 3-18%.
«Даже экономически работа в Арктике перестает быть привлекательной: средний доход на Севере превышает аналогичный по России, хотя стоимость жизни здесь также значительно выше. Помимо климата, большой проблемой для населения является отсутствие или плохое состояние инфраструктуры», – пишет он.
Исключения, отмечает НЕЗЫГАРЬ, составляют Красноярский край и Якутия, но там увеличение происходит, прежде всего, за счет экстенсивного расширения территорий, относимых к арктической зоне.
СМП на рассуждения НЕЗЫГАРЯ отмечает, что выбор в пользу крупных городов диктуется соображениями экономии — так приходится меньше тратиться на инфраструктуру. При этом он подчеркивает, что проблема с формированием инфраструктуры в небольших поселениях характерна не только для Арктики, но и для южных регионов страны.
Читайте также: В России разработают систему, которая будет стимулировать людей жить в Арктике
В 2020 году гендиректор Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Стоцкий выразил надежду, что новая стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года может помочь решить проблему оттока населения и нехватки рабочих мест в северных регионах.
Руководитель ПОРА отметил, что на стратегических сессиях проектного офиса, которые проводились совместно с Минвостокразвития, проблемы трудоустройства и отрицательной миграции были названы ключевыми для Заполярья.
Среди основных целей новой Стратегий значится устойчивый рост численности населения, создание 200 тысяч новых рабочих мест, увеличение инвестиций в охрану окружающей среды, исследования и разработки.
Ранее «Вести Ямал» вместе с экспертами попытались разобраться, что заставляет молодых людей покидать родные края в пользу жизни в мегаполисе. Читайте подробности – в нашем материале.
Фото: unsplash.com