Made in USA. Житель Салехарда обнаружил интересную находку – рельс 1915 года выпуска

Житель ямальской столицы в районе 501 строки обнаружил интересную вещь – рельс 1915 года выпуска. Кроме того, столетняя находка произведена в США. И вот тут главная загадка - как она оказалась на Краю Земли?

Несколько дней назад житель окружной столицы вместе с грибами отыскал в тундре проржавевший кусок полотна. Отрезку колеи не меньше ста лет. Находка до сих пор хранит свои тайны и приносит сюрпризы. «Увидел рельсу, посмотрел год, заинтересовался: 15-ый, и сейчас 15-ый – это 100 лет! Посмотрел еще месяц выпуска. Оказалось, что сентябрь. Подумал, что это вообще интересно!», - рассказывает хозяин удивительной находки Василий Балин.

Исторический схрон для Зеленой горки, как именуют местность старожилы Салехарда, в норме вещей. Как раз там и проходила печально известная 501 стройка, а точнее ее участок Салехард – Надым. Вот и Василий Балин прошел бы мимо, но остановило клеймо: «Сделано в Америке, штат Иллинойс».

Теперь у каждого, кто собрался вокруг найденного артефакта, есть своя версия, как американская рельса оказалась так далеко - на Крайнем Севере. «Представляете 1947 год. Где, что взять? Те же самые рельсы и вообще материалы. Поэтому собирали буквально со всей страны. Там были и Демидовские рельсы, мы находили 1898 года выпуска, были и рельсы Надеждинского завода, завода имени Сталина. Причем годы разные», - поясняет краевед Людмила Липатова.

Стройка Главного Управления Лагерями, то есть ГУЛАГа собирала по приказу вождя всех народов не только сталь и железо со всей страны, но и людей. Они были не хуже ценного металла. Во-первых, дешевая рабсила, во-вторых, а это отдельная история, было много людей образованных, талантливых, каких-то необыкновенных. Их потенциал в условиях Крайнего Севера и «крайней выморозки индивидуумов» наполнял эту стройку каким-то смыслом. Линию Чум – Салехард – Игарка начали возводить даже без проектной и изыскательской разработки. Для людей это была каторга, после которой мало кто выжил, а если и выдюжил, то покалечился навсегда телом, а про сгинувшие души до сих пор пишут пьесы – их несчесть. Но, дело шло. Мёртвое дело.

«Вот я продукт 501 стройки», - шутит старожил Геннадий Сысолятин. Однако право на такое звание он получил от родителей. Отец отбывал наказание в местных лагерях, мама работала стрелочницей, здесь же, до самого закрытия дороги в 1953 году. За свою жизнь на Крайнем Севере сын сосланного видел еще работающие паровозы и конец последнего действующего участка Салехард – Надым в 80-ых. Его личные догадки о столетней находке совпадают с версией ямальского писателя-краеведа, автора книги «История «Мертвой дороги», Вадимом Гриценко. «Когда наши войска победители пошли из Европы домой, у немцев они все вывезли. Лошадей, мотоциклы, машины, трактора, рельсы, технику. И все это - сюда», - считает житель Салехарда Геннадий Сысолятин.

Импортное оборудование и материалы для строительства железной дороги заинтересовали русских еще в 20-ых годах прошлого столетия. Историк, а по совместительству начальник вагона-музея Северной железной дороги, Андрей Чесноков 9 лет занимается изучением прошлого ж/д магистрали. Самая старая рельса из передвижного фонда, датированная 1871 годом, родом из Австрии. Но, одно дело Европа, и совсем другое – заокеанская Америка. «Во время строительства дороги, скорее всего, акционерное общество завозило рельсы через Архангельский порт. Когда дорога была построена, допустим до Архангельска с Сергиева Посада, могли по судам ее переправлять», - предполагает начальник вагона-музея истории Северной железной дороги Андрей Чесноков.

Установить жизненный путь столетней находки пока не представляется возможным. Кроме догадок и домыслов - НИЧЕГО. «Мертвая дорога» до сих пор тщательно скрывает свои тайны и хранит секреты.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2022. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика