Как делить земли? Выездное заседание депутатов прошло в Ямальском районе
За иллюминатором вертолета — непроходимая тундра. В салоне оживление. Депутаты решили сменить кабинеты на свежий воздух.
До поселка Яр-Сале, где пройдет выездное заседание депутатов, на вертолете добираться около часа. Ямальский район считается одним из лучших по развитию сельского хозяйства. Но и здесь оленеводы-частники готовы рассказать о своих проблемах.
Первая точка, фактория Порц-Яхa, ведет свой отчет с 1934-го года, когда в тундре объявили коллективизацию. О тех временах здесь мало что напоминает. Фактория практически заново отстроена.
Высадка в стойбище. Здесь гостей встречает детвора. Депутаты приехали не с пустыми руками. Детям — сладости, взрослым — вопросы о жизни. Оленеводы скоро отправятся в путь, к Карскому морю. Маршруты касланий многих тундровиков, особенно частников, уже давно пересекаются. Это приводит к конфликтным ситуациям. Как делить земли? Вопрос очень не простой. Ни федеральный, ни региональный законодатель пока не может дать внятный ответ.
«Туда три раза и обратно три раза идут, три разные группы людей, а земли-то у нас не так много, чтобы давать всем в аренду или куда-то». — говорит Юрий Худи председатель правления Ямальского районного общественного движения КМНС «Ямал».
Александр Евай депутат законодательного собрания ЯНАО говорит: «Решение я вижу в том, чтобы на уровне органов местного самоуправления хотя бы были с печатью маршруты касланий утверждены».
Частные оленеводы просили кардинально поменять региональную политику поддержки оленеводов. Они считают, что равные условия должны быть созданы и для совхозных оленеводов, и для частников.
«Вот здесь, допустим, стоит мое стадо, а в пяти километрах стоит совхозное стадо. А там почему-то субсидия такая то, а у нас такая-то». — говорит Леонид Вануйто директор частного оленеводческого предприятия.
Окружная субсидия для частных оленеводов идет через установленную цену на мясо она выросла за последние годы в несколько раз. Плюс возмещается оплата ГСМ, оплачивается сотовая и спутниковая связь, установлены социальные выплаты. Ежемесячно тундровики получают по 2 тысячи рублей. Вокруг этих скромных денег тоже, кстати, вспыхнули споры. Одни просили увеличить суммы до 10 тысяч, другие уверены, что помощь должна быть адресной.
«Если это будет конкретно, применительно с учетом семьи, где работают, как работают, я же не случайно сказал, что сейчас отрабатывается информационная система, сколько на каждого ямальца приходится в рублях». — говорит Николай Яшкин заместитель председателя законодательного собрания ЯНАО.
Пища для размышлений получена. У депутатов будет время обдумать все услышанное. И про деньги, и про спорные земли каслания, и про всю тундру в целом. На то они и народные избранники национального региона.