Изгородное оленеводство на Ямале: с какими проблемами сталкиваются владельцы рогачей
Изгородное оленеводство осваивает житель Надымского района. Уже есть первые победы и проблемы
Первым делом картирование. Владимир Слепушкин обозначает границы своего хозяйства. В нем есть и лесотундра, и тундра. Изгородь, где выпасаются олени, охватывает 91 гектар земли.
Еще два года назад оленевод каслал по Ямальскому району, сейчас осваивает Надымский. Причина переезда - падеж животных, истощение пастбищ полуострова Ямал.
В 2019-м перегнав оставшееся стадо, столкнулся с проблемой. Олени, привыкшие ежегодно перемещаться зимой на юг округа, весной - на север, к Карскому морю - пытались отправиться в путь.
Сетка-рабица выдержала натиск животных. Олени привыкли к новому месту.
Осесть здесь помог семье Слепушкиных окружной грант в 15 миллионов рублей. На деньги закуплена и установлена изгородь. Её строили почти год.
За два года вольной жизни рогачи одичали, признается хозяин. Близко людей не подпускают. Сбиваются в небольшие стада по 30-50 голов и свободно перемещаются по участку.
Первого оленя, к нашему удивлению, находим на месте старой забытой буровой. Через пару км встречаем маленькое стадо.
Владения Владимир Слепушкин обходит «от и до» 3-4 раза в месяц. Ему и его семье поменять бескрайнюю тундру на лесистую местность - было нелегко.
«Весной, летом нам жутковато было здесь. Кругом лес. Привыкли же - там равнины, а на этой стороне страшновато было», - сказала Елизавета Слепушкина, жена оленевода
Новый вид хозяйствования сегодня под пристальным вниманием науки. Специалисты центра изучения Арктики делают упор на социально-экономические расчеты.
«Это же иной образ жизни. Вроде бы те же олени, тот же лес, ягель. А на самом деле увеличиваются трудозатраты. Меняется весь стиль жизни, если говорим о переходе от тундрового оленеводства на таежное, изгородное, избяное, его еще так называют. Это по сути смена мышления. Смена всех подходов, которые были традиционными для тундровика», - рассказал Сергей Зуев, младший научный сотрудник центра изучения Арктики.
Читайте также: Ямальские ученые вернулись с полей: чем удивила арктическая флора и фауна
Медведь, рысь, росомаха угрожают оленям. Пастбище хоть и большое, но уже сейчас надо думать над тем, как сохранить его на долгие годы.
Всем этим сегодня полны думы оленевода. А между тем стадо растет, отёл весной прошел хорошо. Выжили 80 % телят.