Итог 2013 года – Ямал укрепил позиции в стране и мире
Принятие дефицитного бюджета на 2013 и 2014 годы сопровождалось обещанием руководителей всех уровней власти: на социальных обязательствах это абсолютно никак не скажется. В свою очередь газовые «генералы» тоже давали обещания: снижение налоговых поступлений в окружную казну компенсировать. И активно подписывали соглашения с Ямалом. Парадоксально, а возможно, наоборот – закономерно, несмотря, на предупреждения о грядущих непростых временах, позиции округа стала прочнее и в стране, и в мире. Да и сами ямальцы, судя по всему, в новый год входят без тревожных мыслей. Об этом говорят многочисленные рейтинги. Последний декабрьский рейтинг социального самочувствия регионов вывел Ямал в бесспорные лидеры.
«С таким партнером, как «Газпром», Ямалу бояться нечего» - эта фраза губернатора прозвучала на подписании соглашения между правительством округа и основным недро-потребителем и недро- плательщиком - компанией «Газпром». Господин Миллер успокоил ямальцев: беспокоиться о будущем не стоит. «Газпром» на Ямале еще надолго. Объемы добычи компания будет увеличивать, а значит, суммарные поступления в бюджет возрастут. В уходящем году такие заверения особенно ценны. Бюджет округа был принят с дефицитом. Кстати, «Газпром» на подписании соглашения обещал компенсировать выпадающие доходы округа, которые образовались из-за создания консолидированной группы налогоплательщиков. «Газпром будет держать уровень суммарных выплат в регион, я имею в виду налогов и компенсационных выплат, а так же наших благотворительных программ на том уровне, который у нас сформировался в последние годы. Это где-то 60 миллиардов рублей в год», - подтвердил председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер.
Паники не наблюдалось и в депутатской среде. Принимая дефицитный бюджет, ямальские парламентарии согласились: пояски в ближайшие год-два придется затянуть потуже, но уже в 2016 году прогнозируемый бюджет сформируют без дефицита. Впрочем, экономия не коснулась социальных обязательств округа. «Как и прежде, мы постарались составить не только бюджет социально ориентированный, но и очень сбалансированный. В равной степени все отрасли будут развиваться, в тех же пропорциях», - заверил председатель ЗС ЯНАО Сергей Харючи.
В условиях формирования жесткого бюджета, северян интересовало, а не сбавит ли округ темпы развития и не отступит ли от некоторых слишком затратных проектов? Ответ — нет. Он рефреном прозвучал в ежегодном докладе губернатора о положении дел в округе. Не только инфраструктурные проекты получат поддержку, но и темпы строительства жилья останутся по-прежнему, высокими. Этажи благоустройства растут, и к 2019 году должны прирасти в метрах жилплощади где-то на 60 процентов. Продолжатся и дорожные работы, в том числе на участке Надым-Салехард. Мост, который в 2013 открыли через реку Пяко-Пур, один из многих ожидаемо-долгожданных объектов, событие для промышленных районов округа очень значимое. На той же дороге Надым-Салехард еще предстоит возвести более 50 мостов. Транспортная сеть - в будущем автобан Ямала, выведет округ не только за пределы своей кольцевой с привкусом вечной мерзлоты – Седой Ямал становится новым, мобильным и морским центром вседорожной связи. Президент уже спрогнозировал и вынес вердикт – тормозить никому не даст. «Развитие транспортной инфраструктуры один из безусловных наших приоритетов», - заявил президент России Владимир Путин.
«В ближайшее время мы с вами станем свидетелями и участниками выхода России на новый виток экономического развития. Созданный на базе нашего арктического региона с его уникальным потенциалом углеводородного сырья, мультимодальный транспортный узел потянет за собой всю экономику страны. Но сколько бы ни было энергии у нашего президента, у губернатора, любого руководителя, в одиночку таких задач не осилить. К возрождению экономической мощи России должны подключаться все», - призвал Дмитрий Кобылкин.
В поле и один воин, если он воин, если он рыцарь и однополчанин - в одном лице.
«Сообща можно сделать гораздо больше, впереди — открытие арктических рубежей, впереди строительство многофункционального порта Сабетта, строительство железной дороги. Это для всего Уральского федерального округа — очень знаковые мероприятия», - сказал губернатор округа. Эти слова хорошо перекликнулись о нынешнем положении дел в округе, но были сказаны по другому поводу. 25 июня 2013 года - дата, вошедшая в историю взаимоотношений трех субъектов. В Тюмени главы Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономного округов и Тюменской области продлили до 2020 года договор о сотрудничестве. Он предусматривает разграничение полномочий и сохраняет самостоятельность субъектов.
Доверие и общность - есть символ России, всё лишнее отбраковывается самой историей и территорией. Куда глаз не кинешь везде Россия-Матушка, и каждому доброму человеку найдется место под небом. Чужие здесь не ходят.