Едешь по федеральной – плати! Как работает на Ямале знаменитый «Платон»?
В России сегодня более 365 тысяч автоперевозчиков. В системе "Платон" зарегистрированы свыше 770 тысяч большегрузов. Формальная цель госконтроля над перевозками - эффективный сбор дорожного налога. На Ямале центр обслуживания системы Платон находился в Салехарде, а теперь переехал в Новый Уренгой.
Дело в том, что основные грузоперевозки проходят как раз через Новый Уренгой. На федеральных трассах страны осенью 2015 года «Платон» заработал по рублю 53 копейки с каждого километра. «Правительство изначально снизило тариф от ранее установленного в 3 рубля и продлило его действие до особого распоряжения», - говорит руководитель Центра информационной поддержки пользователей системы «Платон» в городе Новый Уренгой.
Особое распоряжение могут отменить уже скоро. С февраля 2017 года Минтранс предложил повысить километровый тариф до 2 рублей 61 копейки. А с июня – до 3 рублей 6 копеек. На Ямале федеральной трассы нет. Но это пока. «Федеральная трасса заканчивается в Сургуте, в сторону Надыма не идет. «платоновцы» обещали, что «Росавтодор» скоро внесет в перечень федеральных трасс оставшийся участок дороги. Тогда для Нового Уренгоя это будут колоссальные затраты», - сказал грузоперевозчик Сергей Галенко.
В автопарке Сергея - 250 единиц колесной техники. Нетрудно посчитать, во что встанет поездка одной фуры, например, в Москву. При нынешних расценках и, тем более, по новой летней цене. Сергей считает, что поглощение "платоном" еще и «средних» грузовиков больно ударит по кошельку. И, разумеется, не только бизнесменов. «На мой взгляд, скажется на конечном потребителе, потому что затраты на перевозку вложат в стоимость продукции, цена которой возрастет», - считает бизнесмен.
В округе зарегистрировано свыше 300 крупных грузоперевозчиков. Калькулятор расстояний получили 4200 единиц техники массой более 12 тонн. По всей стране оператор "Платона" выдал уже более 570 тысяч подобных устройств. «При наличии бортового устройства у владельца транспортного средства есть возможность получить справку с логистическим отчетом, где видно, когда выходила на Федеральную трассу, когда съехала с трассы, все эти моменты можно отследить», - поясняет руководитель Центра информационной поддержки пользовательской системы «Платон» в городе Новый Уренгой Светлана Теплухина.
Как работает Платон, проверяет дорожная полиция вместе с Ространснадзором. «На сегодняшний день мы осуществляем полноценное взаимодействие с Ространснадзором. Инспекторы получают от нас всю необходимую информацию о тех пользователей, которые не внесли плату», - говорит Светлана Теплухина.
Штраф за бесплатный проезд - 5 тысяч рублей. За повторное нарушение - уже 10. Пока деньги не будут внесены, ездить запрещено. Штрафы сейчас выписывает ГИБДД, но со следующего года весь контроль полностью может перейти к Ространснадзору.