Долой ретроградство! Первый ямальский конкурс музейных работников выявил множество узких мест в их профессиональной подготовке
На Ямале впервые провели конкурс среди музейных работников. В комплексе Шемановского за профессиональное признание боролись двенадцать молодых экскурсоводов, реставраторов и научных сотрудников из городов и посёлков региона.
Конкурсная программа дала толчок и для дискуссий о дальнейшем развитии музейно-выставочной деятельности в регионе, обсуждению наболевших проблем, главная из которых – привлечение в культурно-просветительские учреждения как можно больше посетителей. Как отмечают специалисты, сегодня музеи пользуются всё меньшей популярностью у самого активного населения – людей среднего возраста.
Первый ямальский конкурс музейных работников выявил множество узких мест в их профессиональной подготовке. Что ж, он и проводился, в первую очередь, для того, чтобы молодые специалисты не просто выяснили, кто лучше, но и определили первоочередные задачи.
«В XXI веке посетитель музея – это всё-таки капризный человек. И нужно двигаться по тенденциям их желаний, их интересов. Нужно подстраиваться. Но не отодвигать основную музейную деятельность, потому что иначе – как мы без музеев будем? Но и нужно твносить в неё какие-то креативные детали», - считает Дарья Журавлева, методист по музейной образовательной деятельности, г. Муравленко.
Хранители древностей привезли на конкурс самые нестандартные презентации. Хорошо это или плохо, когда музеи превращаются в этакие образовательно-развлекательные площадки?
«Музей сегодня, также как и библиотеки - это совсем не вчерашние здания с женщинами в буклях. Сегодня это современнейшие, как правило, выставочные комплексы, которые используют самые передовые технологии в культуре. Для того чтобы наши муниципальные образования могли посмотреть друг на друга, обменяться опытом, посоревноваться, в конце концов, - устроено это мероприятие», - подчеркивает Юлия Малькова, заместитель директора музейно-выставочного комплекса им. Шемановского.
Сверхсложным первый конкурс музейных работников не стали делать специально. Главное – обмен креативными наработками.
Ещё одна проблема: в ямальских музеях работают в большинстве своём люди отнюдь не с профильным образованием. Вот и Марина Деркачёва сначала была воспитателем в детском саду. На конкурс она привезла рассказ о птицах.
«Приехала я с проектом «Птица счастья», который является крупномасштабным проектом, включающим в себя четыре выставки и культурно-образовательную программу», - рассказывает Марина Деркачева, научный сотрудник Музейного ресурсного центра г. Ноябрьск.
Современные экскурсоводы уверены: полноценная работа музеев не должна ограничиваться демонстрацией экспонатов. И свои эпатажные разработки они смело внедряют в жизнь.
В департаменте культуры новшества поддерживают. Но в то же время обращают внимание на непредсказуемость музейных экспериментов.
«Самое главное, что мне сегодня показалось не так: немного проектов, практически их нет, - для молодёжи. То есть мы идём, идём, идём – девятый-десятый класс – всё! И дальше мы уже видим, что проекты идут для более взрослой части населения – пенсионеров, ветеранов войны и так далее. А такой огромный пласт – трудовой пласт – он выпал. Поэтому есть, на что обратить внимание», - заметил Евгений Колтунов, директор департмаента культуры ЯНАО.
Конечно же, стоит задуматься, не станет ли меньше друзей с внедрением новых мультимедийных технологий у шерстистого носорога, мамонтёнка Любы или её взрослого сородича? А может, наоборот, им будет не столь одиноко?
Новое поколение музейных работников уже стряхнуло ретроградную пыль древности с многовековых музейных устоев. И сопротивляться этому бесполезно. Причём, новые технологии прижились как в больших городах, так и в отдалённых посёлках. В Тазовском, к примеру, открывают детскую мультипликационную студию «Мамонтёнок».
«Уже несколько мультфильмов на нашей базе сделано. Это – «Наша родина – Тазовский район» - рисованный мультфильм, песочный мультфильм «Птица-легенда и вещий ворон». Есть ещё пластилиновый мультфильм», - рассказывает Юлия Комова, художник-реставратор Тазовского районного краеведческого музея.
По итогам всех испытаний, лучшим музейным работником региона признали Марину Деркачёву из Ноябрьска. А конкурс решено сделать регулярным. Он, кстати, принимает эстафету у состязаний библиотекарей. В следующем году к ним присоединяться и специалисты домов культуры со всего Ямала.