«Чайка» на связи. Заброшенная тропосферная станция подает сигнал тревоги

Под огромными антеннами стояло когда-то техническое здание, где несли свою службу военные связисты. Инженер Николай Лебедев был в числе последних, покинувших эту часть.

На фотографиях семидесятых годов видно, как солдаты боронуют территорию станции перед посевом травы. А сейчас к месту прежней службы тут надо пробираться сквозь настоящие дебри.

Инженерам часто приходилось взбираться на сорокаметровые антенны, чтобы проверить систему или устранить неполадки. Сегодня этот трюк небезопасен. Вид сверху угнетает: ржавый металл, разрушенные, как после бомбежки, здания. Никому ненужная свалка.

Систему тропосферной радиорелейной связи «Север» в СССР запустили к 1967-у году. Ее линия, протяженностью 14 тысяч километров, обслуживала огромные пространства Крайнего Севера и Дальнего Востока. От Кольского полуострова до Берингова пролива, более сорока подобных станций. Десять лет назад, в 2003-м, от них решили отказаться.

Со станции под Салехардом, с позывными «чайка», военные ушли еще раньше, в 2000-м. А через год эта «Чайка» опустела окончательно.

На месте развалин когда-то стояла войсковая часть. Был гараж и спортзал, его так и не достроили. В подсобном хозяйстве, держали нескольких свиней. Сегодня о военном прошлом здесь ничто не напоминает.

В лучшие времена здесь служили до сорока солдат срочной службы, двадцать офицеров и прапорщиков. Была здесь своя водяная скважина, снабжавшая и кухню, и котельную, работала дизельная электростанция. Войсковая часть, как ей и полагается, функционировала самостоятельно. Даже в непростые девяностые военные содержали станцию в идеальном состоянии. Сюда любили приезжать с проверками разные генералы, «Чайка» считалась образцово-показательной.

«В то время здесь не было панических настроений. Солдаты никуда не убегали, дезертиров не было, это я вам могу с полной уверенностью сказать, за те шесть с половиной лет, которые я здесь прослужил», — рассказывает Вечеслав Звонарев, заместитель командира по воспитательной работе тропосферной радиорелейной станции «Чайка», 1993–200 годы.

Времена для армии, как и для всей страны, тогда были скверные. В стране инфляция, беспорядки, массовые задержки зарплат. Но денежное довольствие, хоть и небольшое, военные «Чайки» получали вовремя. Да и кормили тут неплохо. В ходу была шутка: служим за еду. Как и во многих гарнизонах, был у них даже свой небольшой свинарник.

«Можно было не получать денег и прожить на продовольственный паек. То, что было в части натуральное хозяйство — свиноферма, полтора десятка свиней, это было в помощь. Мясо свое собственное, на солдатскую кухню», — вспоминает Павел Бриксин, инженер Управления тропосферной радиорелейной станции «Чайка», в 1991 — 1999 годы.

То, что в стране — эпоха перемен, стало ясно и по другим событиям.

«В 1992-м году, когда пришел приказ об изъятии оружия. И закончилась полноценная служба. Стали просто командой, которая обеспечивала связь, хотя и военизированной», — вспоминает Павел Бриксин, инженер Управления тропосферной радиорелейной станции «Чайка», в 1991 — 1999 годы.

Уже в 90-е было понятно, что аппаратура станции с 60-х годов серьезно устарела. Была даже предпринята попытка ее модернизации, и некоторое время «Чайка» еще поработала. Но с появлением спутниковой связи необходимость в тропосферной системе отпала. Содержать личный состав и офицеров стало нерентабельно. Начались увольнения и сокращения. От солдат — срочников отказались в пользу контрактников.

Обшарпанные стены, отколовшиеся плитки, рухлядь повсюду, пол, сквозь который трава. Местами от здания остался один фундамент, бетонные плиты давно растащили на домострой.

«Очень много было сделано здесь своими руками. И видеть эти развалины, разруху, конечно, жалко. Потому что очень много людей здесь приложили свои силы. Частицу сердца своего оставили», — с горечью говорит Вячеслав Звонарев, заместитель командира по воспитательной работе тропосферной радиорелейной станции «Чайка», 1993–200 годы.

Гигантский советский проект, запущенный в 60-х, в новом тысячелетии доживает последние дни. По своим масштабам он сопоставим с великими стройками вроде Байкало-Амурской магистрали, просто вслух о нем не говорили. Да и что далеко ходить. Знаменитая 501-я стройка, не будь она законсервирована, могла бы решить многие транспортные проблемы России. Можно ли было как-то иначе распорядиться такой мощной системой связи, учитывая, сколько труда и средств в нее вложено?

«Конечно же, так бросать не нужно было. Можно было посмотреть, как резервные линии использовать, — отвечает на вопрос Николай Лебедев, начальник расчета тропосферной радиорелейной станции „Чайка“, в 1994–2000 годы. — Потому что технологии развиваются. Передающим и приемным устройствам было абсолютно все равно, какой сигнал на него подается. То есть можно было и цифру подавать. Потому что она у нас была еще аналоговая. Они не конкурировали бы со спутниковой связью. Они были бы альтернативой, если что вдруг произойдет».

Но что тут попусту говорить. Система разрушена и разграблена, восстанавливать ее бессмысленно. Осталось только понять, что теперь делать с ржавым металлоломом и заброшенными зданиями.

«Я был в подобной части, но там, правда, не было такого громадного сооружения, как наша антенная система. Но казарму после ухода военных и все подсобные помещения, баню, гараж, приспособили под нужды школьников, сделали станцию юных туристов. И туда возят туристов, по заказу, небольшая турфирма», — рассказывает Вячеслав Звонарев, заместитель командира по воспитательной работе тропосферной радиорелейной станции «Чайка», 1993–200 годы.

Некоторые страницы истории проще перевернуть, забыть и идти дальше налегке. Но как-то подозрительно часто мы виним во всем прошлое, чтобы оправдать себя и современность. Как бы то ни было, огромные антенны, по которым путешественники всегда узнавали Салехард, все же останутся в истории. Правда, совершенно неожиданным образом — благодаря кинематографу.

Художественный фильм «Белый Ягель» снимали зимой именно в этих местах. По странному стечению обстоятельств, это кино о нравственном выборе, который приходится делать людям всех времен и народов. Этот выбор прост — помнить прошлое или забыть всех, кто жил на свете до тебя. Ответ известен с глубокой древности: дерево без корней растет прямо, но недолго.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика