Легенда советской пассажирской авиации: 50 лет назад Як-40 совершил первый рейс Салехард - Тюмень

О том, как прошел первый полет Як-40 на высоте арктических широт, читайте на vesti-yamal.ru

Полувековой юбилей отмечает рейс Салехард - Тюмень. 50 лет назад, в июне 1973 года, из окружной столицы впервые полетел Як-40.

О легендарном самолете советской авиации и тех, кто сидел в кабине экипажа, расскажет Лариса Базанова.

На этой фотографии Саше пять лет, его за штурвал посадил отец Борис Ширыкалов. Тем летом семья летела в отпуск, Борис Александрович управлял самолетом Як-40.

«Салехард - Тюмень и Салехард - Москва, при том что в Москву суммарно он летел семь часов с двумя посадками, с двумя дозаправками: Киров - Ухта и Сыктывкар - Нижний Новгород. Очень длинный, тяжелый, шумный перелет, от которого приходилось потом отходить еще долго на земле», - рассказал Александр Ширыкалов, сын пилота 1 класса самолета Як-40.

Як-40 - уникальный реактивный пассажирский лайнер, разработанный в 60-х, настоящая гроза болот и аэродромов.

Для взлета и посадки нужна полоса всего в 850 метров, легенда советской пассажирской авиации. Салехардский авиаотряд был самым северным в мире, эксплуатировавшим Як-40.

Салехардский аэропорт принял первый Як-40 зимой 1972 года. Это был технический рейс, но уже шло обучение летного и наземного персонала работе с новой техникой.

«Я смотрю, летит самолет и горит, потому что столько дыма было. Я еще смотрю и думаю, наверное, не очень хорошо, что я пришла сюда, а потом замполит говорит, смотрите, это ваша «ласточка» летит», - поделилась воспоминаниями Надежда Королёва, бортпроводник рейса Салехард - Тюмень в июне 1973 года.

Надежда Королёва - бортпроводник первого рейса Салехард - Тюмень в июне 73-го. «Ласточкой» называла Як-40 все 20 лет работы на борту.

Пилоты прозвали его «истребителем керосина», а из-за дымности среднего мотора самолет получил еще одно прозвище - «окурок».

«Формы еще не было, просто черная юбочка, белая кофточка и значок комсомольский. Я информацию не знала, не знала, что читать, потому что нам не рассказывали про это. Мы с командиром, первый командир у меня был Ширыкалов Борис Александрович, вместе сочиняли информацию», - сообщила Надежда Королёва, бортпроводник рейса Салехард - Тюмень в июне 1973 года.

Читайте также: Более 1000 экспонатов: ямальцы увидели самую большую частную коллекцию исторической техники в Европе

70-е - 80-е годы - бурное освоение месторождений нефти и газа на Ямале, строительство новых городов.

Заслуженный пенсионер советской авиации исправно служил Северу и сейчас, спустя полвека с первого салехардского рейса, занимает почетное место на пьедестале.

Ещё по теме

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика