Покорители неба: ветераны гражданской авиации рассказали о буднях летчиков на Крайнем Севере

Истории летчиков Салехардского объединенного авиаотряда, внесших огромный вклад в освоение Ямала, смотрите на vesti-yamal.ru

С высоты птичьего полета. Таким Ямал видели пилоты воздушных кораблей в трудовые и трудные годы становления округа. В 100-летний юбилей гражданской авиации ветераны вспоминают, как работали в условиях Крайнего Севера. Управляли легендарными самолетами и вертолетами, которые строить и жить помогали.

Ту вынужденную посадку ветеран авиации Андрей Дубров не забудет никогда. Летели в Сабетту. Приземляться пришлось экстренно посреди тундры. Шасси при этом полностью увязло в грязи.

«После набора 600 метров у нас загорелось табло - пожар в левом двигателе и пожар в правом редукторе. Такой нехарактерный отказ. Обычно что-то одно загорается, а тут сразу два. Пришлось выключить левый двигатель, чтобы пожар не распространился», - поделился Андрей Дубров, ветеран гражданской авиации.

Тогда они немного не дотянули до Обской губы. Если бы ЧП случилось над ней, все могло бы закончится плохо. А вообще, вертолет Ми-6, на котором Андрей Дубров летал 20 лет, - машина надежная.

За его штурвал он впервые сел в 1979 году, когда только приехал на Ямал. Во всех уголках округа шестые были нарасхват. Эти рабочие лошадки оказались незаменимы на строительстве буровых, перевозили самые тяжелые грузы. Туда, где не пройдет ни один транспорт. В качестве командира экипажа пилот облетал весь полуостров.

Читайте также: «Небо Ямала»: в окружном госархиве открылась выставка к 100-летию гражданской авиации

«Возили все: и дизтопливо, и трубы, и цемент, и песок, и глину. Это все для буровых нужно было. Практически все на вертолетах. Не зря же 15 таких вертолетов в Салехарде стояло, им там работы выше крыши было. Мы никогда не сидели без работы», - отметил Андрей Дубров, ветеран гражданской авиации.

В суровых условиях Севера иногда приходилось поступать и вопреки инструкциям. Однажды, вспоминает летчик, на Юрхаровском месторождении в вертолет набилось больше 100 человек, что запрещено. Все спешили домой на 8 марта. В честь праздника Андрей Дубров нарушил правило и всех доставил куда нужно.

Самолет Ли-2. На нем Мурат Бикиняев в 1972 году начинал свою карьеру летчика. Позже пересел на Ан-2. Перевозил нетяжелые грузы - рыбу и оленье мясо. Развозил детей тундровиков по школам. Чтобы сесть ближе к чуму, нередко приходилось приземляться на воду.

Но грубой посадки у ветерана гражданской авиации никогда не случалось. Зато однажды пришлось лопатой отдалбливать примерзшие к снегу лыжи на зимнем шасси. И на ходу запрыгивать в аппарат. Летать в суровом ямальском климате было непросто. Погода часто менялась на глазах. Приходилось приспосабливаться.

Потом Мурат Бикиняев пересел с самолета на вертолет. На Ми-8 отлетал 20 лет. Из его кабины изучил всю ямальскую фауну. Летчики, вспоминает он, обеспечивали связь с внешним миром. Им были рады везде. И с нетерпением ждали звук приближающегося вертолета. Сегодня ветерану часто вспоминаются те полеты над тундрой.

Ещё по теме

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика