«Походить в валенках и погладить олешек»: развитие туристического бизнеса в Арктике
Как привлечь туристов в Арктику? Этим вопросом задаются все северные регионы. Неразвитая туристическая инфраструктура и нехватка информации: вот ключевые, по мнению экспертов, факторы, сдерживающие массовость турпотока иностранцев. Но те, кому посчастливилось побывать за полярным кругом, возвращаются сюда вновь. Павел Разуваев расскажет, чем заманить на крайний север любителей приключений.
Чтобы добраться в Заполярье, туристу придётся потратить много денег и времени. А турагентству – вывернуться наизнанку, чтобы обеспечить гостю хотя бы минимальный комфорт. Сложные и дорогие транспортные схемы, нехватка объектов гостеприимства - основные факторы, сдерживающие развитие туризма на Крайнем Севере России. А ведь рядом – у соседей по Арктике – всё получается.
«Арктикуголь сейчас зарабатывает от арктического туризма на Шпицберген больше, чем от поставок угля. Они заработали 120 миллионов на туризме и 110 миллионов – на угле», - сообщил Григорий Добромелов, центр эмпирических политических исследований СПбГУ.
Увы, в нашей стране на туризме зарабатывать ещё не научились. А ведь каждый заход судна с туристами, например, в Анадырь приносит только в бюджет региона около двух миллионов рублей. Найти лекарство от туристического пессимизма постарались на форуме в Воркуте.
«Пора уже садиться за стол переговоров с бизнесом. Это мы определили на заседании рабочей группы, которая создана по развитию инфраструктуры и туристической отрасли в арктических регионах», - говорит Эльвира Тимергазина, директор департамента молодежной политики и туризма ЯНАО.
В российской Арктике сумели сохранить традиции коренных северян. Окунуться в их жизнь и стать непосредственным участником их обрядов невозможно больше нигде в мире.
Дискуссии по развитию туризма приурочили ко Дню оленевода. В Воркуте его проводят, превратив проезжую часть в трассу для оленьих гонок. Это настоящий туристический эксклюзив, который можно увидеть только в регионах Крайнего Севера России.
Оленью упряжку тренируют для гонок в тундре не один год.
«Хорошо надо воспитывать. Учить, чтобы хорошо бежали. Главное, чтоб ход одинаковый был» - «Что значит – ход одинаковый?» - «Чтоб одинаково бежали, тогда они ровно будут бежать», - поделился Михаил Лааптандер, оленевод.
Иностранные туристы готовы ехать в российскую Арктику. Вот и два десятка словаков не побоялись отморозить щёки. Для них организовали тур с посещением Воркуты и ночёвкой в стойбище ямальских оленеводов на Полярном Урале. Чем же так притягательна для зарубежных путешественников макушка планеты?
«Мне очень нравится ваша природа – всё натуральное. И тоже я интересуюсь газовыми путями и оленями. И в будущем я планирую посетить Туву», - рассказала Ивета Проклова, турист из Словакии.
Как же поставить путешествия иностранцев по русскому Заполярью на поток? Как направить любителей приключений в регионы Крайнего Севера?
«Мобильные люди - это люди, которые всегда передвигаются. Им нужно понять, зачем им сюда приезжать? Не только в командировку, как я сегодня приехал. Не только для того, чтобы походить в валенках и погладить олешков. Но ещё и, с другой стороны, надо понять: зачем?»
В арктический город пришла полярная ночь, а споры о том, как превратить приключения иностранцев в России в прибыльный бизнес, не утихали. Труден путь по туристической тропе.