Специальный репортаж: «Дни Арктики в Москве» - площадка для большого арктического диалога

В столице при поддержке министерства природных ресурсов и экологии проходит федеральный арктический форум «Дни Арктики в Москве». Дискуссионная площадка считается одной из самых крупнейших. И не удивительно, ведь именно здесь в формате «открытого диалога» встречаются и общаются сотни представителей от власти, бизнеса и науки. Тема актуальная для всех - мегапроекты в высоких широтах и промышленное освоение Арктики: риски и перспективы. В этот раз широкой публике впервые была представлена модель самодвижущейся научной ледовой платформы «Северный полюс».

Арктика

Арктика - с одной стороны регион с большим потенциалом, с другой с большими рисками. Так крупнейший иностранный нефтегазовый концерн в сентябре свернул разработку месторождения на шельфе Чукотки, куда были вложены миллиарды долларов. Все потому, что за последние годы расходы на изыскательные работы выросли в три раза. По оценкам специалистов сегодня арктический шельф - это 30 процентов мировых ресурсов углеводородов. Россия приступила к освоению Арктики одной из первых в мире и уже сейчас может гордиться огромным опытом. Последнее достижение: в Карском море в 2014 году началась эксплуатация крупного месторождения с символичным названием «Победа».

Месторождение

«На мой взгляд все сегодняшние неудачи Shell и других компаний в том, что они не нашли того, что искали. У них были обширные программы по геологоразведке, но они не дали нужного результата. На мой взгляд, в российском секторе Арктики такой потенциал есть. Сейчас я говорил на круглом столе о месторождение Победа и других проектах, которые сейчас реализуются. Потенциал есть, открытия будут», - отметил Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ.

Для России вопрос присутствия в Арктике касается не только добычи углеводородов, но и развития наукоемких отраслей. Новый этап исследований северного региона откроется с началом использования самодвижущихся ледовых платформ, которые будут гораздо меньше зависеть от внешних факторов, например, качества льдины или погодных условий, и в то же время, получат более надежные результаты. Проект всесезонных станций уже представлен правительству. Если его одобрят, то платформа может начать работу уже к 2020 году.

Проект самодвижущихся ледовых платформ

Проект самодвижущихся ледовых платформ

За последние годы интерес к комплексным исследованиям в Арктике со стороны мирового сообщества заметно вырос. Вслед за Россией в прошлом году к изучению арктической погоды на дрейфующих станциях подключилась Норвегия, а Дания подала заявку в ООН на признание за страной части континентального шельфа. Но, по прогнозам экспертов, скандинавской стране необходимо как минимум 15 лет, чтобы международная организация приняла эту заявку. В прошлом году Россия провела широкомасштабные работы и сейсморазведку арктических акваторий. Свою заявку, наша страна аргументировала научными изысканиями.

Россия провела сейсморазведку арктических акваторий

«Многие страны тоже пытались пройти этот путь, но не всем удается это сделать, по крайней мере, мы пока единственная компания, которая выполнила тот объем работы, который позволил оценить нефтегазоносность, получить данные для дальнейших работ по заявке в ООН, с учетом того, что внешняя граница шельфа пока не определена в этом регионе», - отметил Геннадий Казанин- генеральный директор ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция», Президент ассоциации полярников Мурманской области.

А вот о турах в Арктику на борту ледокола через пару лет придется и вовсе забыть. Это не выгодно, - говорят компании. «Это приключение – не только удивительно, и может произойти в жизни человека только раз в жизни, и остаться навсегда в памяти, но это еще и, безусловно, демонстрация нашей технологической мощи. Когда мы вкладываем такие усилия в поднятие российского судостроения, туризм становится не столько самостоятельным источником прибыли для операторов, сколько демонстрацией возможностей и промоутированием, продвижение российских технологий», - считает Алексей Репик, президент «Деловой России», член общественной палаты РФ.

Арктический туризм

Сейчас на трассе Севморпути работают 4 ледокола и их катастрофически не хватает. Расписание «забито» до 2040 года. Три судна, которые строятся на петербургской «Северной верфи», говорят специалисты, не справятся с потребностями рынка. Корпорации, в свою очередь, готовы строить и больше. «Арктической комиссией и Правительством были внесены предложения. Понимание есть, что останавливаться на строительстве нельзя, слава богу Балтийский завод понемногу восстановил свой технический и людской потенциал, строительство пошло довольно успешно», - сказал Андрей Смирнов, заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот».

Строительство ледокола

Основными заказчиками на использование ледокольного флота являются «Газпром нефть» и Ямал-СПГ. С запуском завода по сжижению природного газа в Сабетте понадобится еще, как минимум, два ледокола для транзита углеводородов по СМП. Сейчас на Ямале готовится еще один масштабный проект - на полуострове Гыдан. Там идут изыскательные работы перспективного месторождения, параллельно ученые готовятся и к полевым работам. «Мы разрабатываем сейчас совместно с коллегами из Тюменского государственного университета транспортную карту освоения Гыданского полуострова, и в ближайшей перспективе приступим к ее реализации», - рассказал Алексей Титовский, директор департамента по науке и инновациям ЯНАО.

Гыданский полуостров

У арктических регионов большие планы по освоению российского севера и ледовитого океана. Так в Ненецком округе планируют воплотить в жизнь проект, задуманный при Екатерине II. Круглогодичный порт в бухте Индига должен стать еще одной перевалочной базой на пути ледоколов и танкеровозов. «В первую очередь, мы намерены организовать через этот порт транспортировку газа с наших газовых месторождений, потому что они не входят ни в одну транспортную инфраструктуру. Дальше собираемся рассматривать вопрос о нефтеналивных терминалах, и третья составляющая - генеральные грузы», - поделился планами Губернатор НАО Игорь Кошин.

Круглогодичный порт в бухте Индига

А в Якутии параллельно с добычей угля, золота и алмазов, идет развитие федерального газового проекта «Сила Сибири». В Республике уже эксплуатируется крупнейший линейный объект Восточная Сибирь - Тихий океан. Сегодня делегаты на дискуссионных площадках встречаются со своими коллегами, чтобы обсудить еще один важный для северного региона вопрос - о включении всей территории Республики в арктическую зону. «12 районов Республики Саха Якутия находятся за северным Полярным кругом, только пять районов непосредственно лежат на побережье Ледовитого океана, остальные районы находятся в таких же условиях, но выхода к морям не имеют, социально-экономическое и природное положение - одинаковое», - поясняет Сахамин Афанасьев, министр охраны природы Республики Саха (Якутия).

Якутия

Вскоре в России появится и самый северный горнообогатительный комбинат. Расположен он будет в Архангельской области на архипелаге Новая Земля. Мощность фабрики составит 3,5 миллионов тонн руды в год. К тому же созданная инфраструктура может послужить и для других целей. «Предлагаю проект «Павловска» сделать базовой площадкой на Новой Земле, и мы готовы предложить береговую инфраструктуру нашу для тех компаний, которые осваивают или планируют осваивать шельфы Карского и Баренцева морей. Я бы назвал это комплексной базой обеспечения на Новой Земле», - высказывается Игорь Семенов, первый заместитель генерального директора АО «Первая горнорудная компания».

Северный горнообогатительный комбинат

Разработка новых месторождений, научные исследовательские экспедиции, экологические проекты и развитие инфраструктуры - всем этим сегодня живет большая русская Арктика. Открытая и суровая территория снаружи, хрупкая и ранимая изнутри, требует особого подхода и взвешенных решений.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика