И химчистка, и пещера: значение снега в жизни северян
Яркий холодный праздник. Жители Арктики ко Всемирному Дню снега имеют самое прямое отношение. Уж чего-чего, а снега у нас хватает. Но для северян белый покров земли - не просто основа для лепки снеговиков и других зимних забав. У коренных жителей с этими осадками связано множество примет. Иногда снега ждут как манны небесной, иногда он приносит множество трудностей. О его значении в жизни людей Арктики, - корреспондент vesti-yamal.ru Елена Сафонова.
На исходе месяц большой темноты, он еще и самый снежный. По белоснежным одеждам земли ненцы отсчитывают начало календарного года. Выпал снег, наступила сырэ - так самоеды называют зиму.
«Рассыпчатый, пушистый...как бы вы его назвали на ненецком языке, такой снег?» - «Я бы назвала его нэлл, то есть он похож на первый снежок, такой мягкий», - ответила Галина Харючи, кандидат исторических наук.
Мягкий снежок сегодня и в березовой роще. Галина Харючи привела нас в гости к тезке. Та на пенсии возле Салехарда поставила чум, это у нее что – то вроде загородной дачи. Застали мы женщину в хлопотах по хозяйству. На снег выброшена парадная ягушка и «постельное белье» – оно же обычная оленья шкура.
«Ненужная шерсть выпадет, ее надо будет еще долго бить. Которая выпадывает, пусть она и выпадывает», - уточнила Галина Сэротэтто.
Такая дезинфекция одежды заменяет химчистку. Режим стирки, деликатным, прямо скажешь, не назовешь, с годами зимние малицы и ягушки от такой процедуры истончаются, и становятся летними или пригодными только для домашней носки.
А эта обязанность чум-хозяйки требует дюжей физической силы. Чтобы нюк служил долгие годы, нужно регулярно сбивать с него снег. Стремянок, естественно, нет, добраться до самого верха помогает вот такой длинный шест. Трубчатая структура оленьего ворса плохо переносит перепады температур, снег то затвердевает, то тает. Поэтому лучше не лениться и не запускать. А потом еще с помощью выбивалки - янготя - доделать работу.
«Вот смотрите, льдинки, где образовались. Это не вовремя снег отбили, и нюк может испортиться, поэтому мы с вами сегодня правильно поступили, что чум отбили», - рассказала Галина Сэротэтто.
Племянник Галины - Едэйко неподалеку от стойбища обращает наше внимание на узоры на снегу – это куропатки оставили свои следы. Полярные птицы имеют обыкновение зарываться в сугробы, наблюдая это здешний человек кое-что придумал.
Снег еще и спасает, если в дороге кочевника застала сильная пурга ему приходится в тундре остаться на ночлег и свое временное пристанище он делает из снега так называемый куропачий чум.
Не хочешь замерзнуть, окапывайся глубже. Сверху надо уложить поплотнее веток, можно покрыть дорнитом или циновкой. На дно бросить оленью шкуру. Размер такой берлоги зависит от количества ночующих.
«Сперва ставиться крыша, а потом снегом все закидывается. Оставляется только 1 вход. Потом этот вход изнутри немного закрывается снегом, чтобы тепло не уходило» - «А так можно задохнуться?» - «Если снега много будет, то легко можно задохнуться. Надо каждые 2- 3 часа просыпаться и пробивать вход обратно, чтоб кислород поступал», - сообщил Едэйко Сэротэтто.
С разговорами о снеге мы пристали и к оленеводу Льву Пуйко. Хорошо ли, когда в тундре его много? И человеку, и оленю лето с назойливым гнусом пережить нелегко. Первым хлопьям с неба кочевники радуются – значит скоро после слякотной поры установятся дороги. И передвигаться по тундре будет легче. Но от больших сугробов хорошего не жди.
«Если снега много, это не очень хорошо, олени не могут корм добыть из-под снега. А в тайге тем более, потому что его не выдувает, он постепенно сантиметр за сантиметром растет в течение зимы», - говорит Лев Пуйко, оленевод.
Мудрый человек тундры давно научился успешно решать вопросы своего бытия в согласии с природой. Знает, когда покориться, а когда подчинить себе. И если уж верховное существо Нум ниспослало на землю белых мух, значит, так оно и должно быть. Пусть, наоборот, на землю, человека, оленя, чум падает каждую зиму мягкий пушистый снег, - говорят ненцы друг другу, желая хорошей жизни.