Северный конвой – «секретный фарватер». Война во льдах и подо льдами

Северный конвой – «секретный фарватер». Война во льдах и подо льдами

Война, какое страшное по смыслу и очень короткое по звучанию слово. Война, как много горя в этих пяти буквах. Как много трагедии и героизма, война и победа.

Мы знаем о прорыве блокады Ленинграда, о том, как с иконой Казанской Богоматери летали летчики, чтобы помогла выдержать, закрыла и спасла, выдержали наши солдатики — не взяли вооруженные до зубов гитлеровцы Москву. Мы знаем о танковом сражении на Курской Дуге, о форсировании Днепра, когда почти мальчишек расстреливали с хорошо укрепленного противоположного берега, мы знаем как бились наши солдаты, беря Одер, беря Берлин и Рейхстаг. Но есть одна история, у которой так много белых пятен. Арктика, остров Белый, немецкие подлодки.

Август 1944 года, морской конвой БД-5, дорога из Архангельска в Карское море, три тральщика и теплоход «Марина Раскова». Всего 60 миль до острова Белый. Не дошли, не успели, люди погибли от огня и ледяной воды, торпедированы немецкой подлодкой. Погибли не все, старший механик теплохода Алексей Волочков, спасал людей ценой своей жизни.

Диксон и тоже Вторая Мировая. Война во льдах и подо льдами, неизвестная война. Место сражения - Баренцево и Карское моря. Время сражения 1941–1945 годы. Северный конвой, который до сих пор является «секретным фарватером», во всяком случае, и для широкой публики и для близких морских ветеранов.

В Красноярском крае, в Енисейском заливе стояли минные заграждения, война в Арктике началась 23 июня 1941-го. На 17 дней позже нападения Гитлеровской Германии на Советский Союз. И тут же началась бомбежка, фрицы бросали бомбы на Мурманск, чтобы заполучить Кольский полуостров для своих подлодок и навсегда закрыть для русских Северный морской путь.

Владимир Реданский, сотрудник института военной истории Министерства Обороны РФ, профессор РАЕН (г. Москва), рассказывает: «А немцам надо было перекрыть СМП, вопрос этот стал очень остро в 1942 году. Немцы решили напасть на корабли, шедшие с конвоем ПКУ-17, на перехват этого конвоя, который насчитывал 34 корабля, вышла целая эскадра германского флота. Британское Адмиралтейство приняло решение отозвать корабли Британского Королевского флота и рассредоточить суда с тем, чтобы корабли с грузами по Лендлизу шли самостоятельно. Эти суда были брошены на произвол судьбы. Большая часть их погибла в тяжелой схватке с немецкой авиацией и подводными лодками. Они сами предали своих моряков, наш Северный Военный Флот, Беломорская эскадра, входившая в состав Северного Флота, вынуждена была оказывать им помощь».

Операция Вундерланд, в переводе с немецкого страна чудес. В 1942-м году немецкий Военный морской флот пошел топить наш, советский. За этим внимательно и даже пристально следил Адольф Гитлер, разбомбить СевМорПуть, было делом чести любого командира немецкой подлодки. Был создан военный тяжелый бронированный линкор со сверх радиолокацией, «Адмирал Шеер». На тот момент единственный в мире. И тут на Карском море, вблизи острова Домашний, архипелаг Северная Земля, встретились два характера: крейсер «Шеер» и не очень современный «Александр Сибиряков», по морским меркам почти престарелый, 1932 года рождения. В бой пошли две личности и две команды, от немецкого «Шеера» — командир первого ранга Мейцен Болькен, от советского «Сибирякова» — Анатолий Кочерава.

Имея стратегическое преимущество, сверх вооружение и локацию помноженные на солидный военно-морской опыт Мейцен Болькен на «Шеере» растерялся. 104 человека советского транспортного корабля, правда, ледового класса, даже не предполагали, что встретят в своем Карском море немецкого противника. Шок был обоюдным. Немцы нашлись быстрее, стали дезинформировать на японском языке.

«Когда расстояние сократилось до 6 миль с незнакомого корабля, поступил запрос: куда вы идите, с какой целью и какому государству принадлежите? И тогда на „Шеере“ подняли американский флаг и очень невнятно что-то передали на японский лад, что-то вроде «си-си-яма». Анатолий Алексеевич Кучеряма понял, что дело неладное и пахнет, по-русски, говоря, керосином». — говорит Владимир Реданский, сотрудник института военной истории Министерства Обороны РФ, профессор РАЕН (г. Москва)

И был бой, немцы не знали ледовой обстановки в Карском море, наши не имели такой военной мощи. Шеер попытался сработать тактикой, приказал застопорить ход. «Сибиряков» лег на другой ход и укрылся за островом Белуха. Но столь велика была разница в скорости, в военной технической немецкой мощи, что деваться было некуда. Можно было сдаться и покрыть позором имя советского моряка, а можно было пойти ва-банк, то есть в лобовую. И они пошли. И не приказывал им командир, все всё видели, знали, на что идут. Карское море холодное и не очень соленое, даже потонуть по-человечески не получится, трупы в такой воде долго держатся на плаву.

Расстреливали их с 4-х миль, когда командир подбитого «Сибярякова» уже смертельно раненный теряя сознание, приказал, затопить судно, к нему уже шли немецкие лодки, за информацией по фарватеру Карского моря. Перед тем как уйти на дно «Александр Сибиряков» успел дать сигнал всем, кто слышит — «фрицы в Карском море!» Крошечные обрывки информации дошли до отдельных судов в Карском море, дошли до Диксона. Последняя радиограмма: «Горим, прощайте». Спаслись на единственной шлюпке 18 человек, все они стали пленниками. Выжил только один, кочегар Павел Иванович Вавилов. Продержавшись в ледяной воде Карского моря больше часа, он смог добраться до безлюдного острова Белуха. С собой у отважного моряка был неприкосновенный запас, медицинский набор, консервы, галеты, спирт. Все это и помогло выжить. Это был наш советский Робинзон Крузо. По законам военного времени соблюдался режим молчания и радиограмму о неизвестном вражеском судне хоть и получили, но никому о ней не сказали. И только 25 августа, то есть почти 2 месяца спустя на южной оконечности острова Диксон заметили приближение неизвестного корабля. 26 августа все суда, стоящие на рейде Диксона были выведены в Енисейский залив. Там собралось несколько судов: пароход «Кара» с грузом взрывчатки, 250 тонн аммонала; пароход «Революционер», груженный лесом; сторожевой корабль «Дежнев» и военный СК-19. 27 августа начался бой.

Михаил Пашев, наводчик с п/х Дежнев в 1942 году. Последний свидетель обороны Диксона (Архангельск) так вспоминает события тех лет: «В общем 30 минут боя было, 7 человек у нас убило, я-то на носу был, в башенке, первый видел как он стрелял, расстояние-то было порядочное».

По меркам даже военного времени был совершен великий подвиг, в разгар боя пароход «Кара» доверху груженый взрывчаткой под дымовой завесой был выведен из-под удара вооруженного до зубов «Адмирала Шеера». Дальше опять была хорошо продуманная тактика, «Шеер» скрылся с места морского боя, зашел за Диксон и начал обстрел острова. Он разрушил медсанчасть, туманную станцию и нанес удар по порту «Диксон» и по топливной базе. Был страшный пожар, горели нефтебаки, по острову было выпущено 494 снаряда. Но даже расстреляв остров сверх современный линкор «Шеер» так и не выполнил поставленной задачи, не потомил ни одного конвоя, не захватил ни один советский Северный порт. Потопить смог только «Сибирякова». Расписавшись в собственной бессилии, бесславный вояка ушел на свою базу. С 1943 году немцы делали ставку только на подлодки, пролив Велькицкого был им жизненно необходим. Военная карта северных морей России испещрена морскими баталиями, нам не привыкать защищать свои морские холодные границы. Но до сегодняшнего дня нас так никто и не покорил. Наши моря и наш Северный морской путь принадлежат только нам — тем, кто живет в России.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика